Забитое расследование: полицейский выколачивал признания и грозил подбросить наркотик
Завершился суд по резонансному делу, за которым следила, наверное, вся Ветлуга. Именно в этом городе ещё три года назад случилась жуткая история с избиением двух местных жителей, которых полицейские заподозрили в краже. К преступлению они оказались непричастны, но из них пытались выбить признание. В избиениях руками, ногами, палкой, электрообогревателем, доской обвинили начальника отделения уголовного розыска Антона Мерлугова. Насчёт одного из избитых парней позднее и поступил анонимный звонок в полицию: хранит наркотики. И это тоже, как выяснилось, организовал начальник угро. Но до предъявления ему обвинения тогда было ещё далеко.
Допрос с пристрастием
Всё началось в ночь на 26 апреля 2017‑го. Местный житель попросил знакомых вывезти с пилорамы по улице Сосновой запчасть от трактора. Как выяснилось потом, он решил её просто чужими руками украсть, но парни этого не знали. За выносом запчасти их и застала полиция.
Как рассказывал потом Иван Белов, один из полицейских, в котором он по голосу узнал Антона Мерлугова, сбил его с ног и, несмотря на то, что сопротивления он не оказывал, стал бить руками и ногами. Потом поднял за волосы и, не отпуская, заставил идти на коленях по земле. Иван получил удар по спине палкой. Полицейский, по словам Ивана, толкнул его в лужу, а когда он побежал к машине, догонял и пинал по ногам. У автомобиля Мерлугов открыл багажник и заставил Ивана залезть туда, после чего закрыл.
Парня привезли в отделение полиции. Туда же доставили Павла Якушева. Его, как он рассказывал потом, Мерлугов завёл в один из кабинетов, разбил об пол телефон, ударил коленом в живот и упавшего на пол стал бить кулаками, пинать. С криком: «У тебя ночь только началась!» ударил деревянной панелью от ящика стола, затем взял обогреватель и, раскрутив за провод, ударил Павла по спине так, что провод оборвался.
Иван в это время сидел в другом кабинете. По его словам, Мерлугов периодически приходил и показывал свои ботинки в крови: мол, признайся, или с тобой так же будет.
Через несколько часов Ивана и Павла отпустили. Они обратились в больницу, а потом написали заявление в местный отдел СКР.
В Комитете против пыток, где Иван и Павел также рассказали о случившемся, попросив о помощи, говорят, что Белова следователь опросил лишь через несколько месяцев, а Павла Якушева – почти через год. Несколько раз выносились постановления об отказе в возбуждении дела.
Таинственный звонок
В январе 2018‑го к Ивану на работу, по его словам, приехали из полиции, предложили «договориться», забрать заявление. Он отказался, и в тот же день у дома его задержали, привезли в отделение. Оказалось, что в дежурную часть позвонила какая-то женщина, сказала, что Белов хранит наркотики. У парня ничего не нашли. Но Мерлугов, по его словам, предупредил: это репетиция, в следующий раз что-нибудь обязательно найдут.
Иван уволился с работы, уехал в областной центр. Сотрудники Комитета против пыток помогли встретиться с руководством регионального СУ СКР. Делом начали заниматься нижегородские следователи. События стали развиваться быстрее.
В сентябре 2018‑го капитана полиции Мерлугова отстранили от должности в связи с возбуждением дела о превышении должностных полномочий, а потом уволили. Хотя сам он вину не признавал.
В июле 2019‑го дело передали в Ветлужский районный суд. Состоялось несколько заседаний, но судья взял самоотвод. Ранее он рассматривал дело о покушении на кражу той самой детали от трактора. Организатору дали 250 часов обязательных работ. Белов и Якушев проходили свидетелями. Всё это могло повлиять на объективность рассмотрения дела, и в сентябре его направили в Уренский суд.
Долгая история
Процесс шёл почти год. Заседания 12 раз откладывали из-за неявки свидетеля – женщины, с чьего телефона звонили в полицию с сообщением о якобы имевшихся у Белова наркотиках. Это жительница Сочи. Она тогда гостила в Ветлуге. Следователю призналась: Мерлугов пришёл к ней, попросил мобильник и куда-то вышел. По времени тот момент совпал со звонком в полицию. Потом выяснилось, что, увидев на улице какую-то девушку (установить её не удалось), он попросил позвонить и сказать про наркотики. Она полицейскому не отказала.
Сколько ещё мог бы продолжаться суд, неизвестно, но Антон Мерлугов всё же признал вину, согласился, чтобы показания огласили без присутствия свидетельницы.
В последнем слове он попросил прощения у Белова и Якушева. Суд это учёл. В пользу 29‑летнего экс-начальника угро пошли также положительные характеристики, ведомственные награды. Ещё суд учёл, что за время судебного процесса у Мерлугова родилась двойня, то есть в семье стало трое маленьких детей, что он платит ипотечный кредит, но принял меры к возмещению ущерба – перечислил потерпевшим около 5000 рублей каждому. К слову, исков они не заявляли.
Как рассказала нам прокурор Ветлужского района Жанна Вышар, поддерживавшая обвинение на громком процессе, бывший полицейский получил 5 лет 6 месяцев условно с испытательным сроком 4 года и лишением права занимать определённые должности на 3 года. Обвинение предлагало 6 лет колонии общего режима.
Стали свидетелем происшествия, знаете участников события?
Сообщите об этом в редакцию "Нижегородской правды" по телефону (831) 233-94-53 или отправьте сообщение на почту news@pravda-nn.ru