ТЮЗ представил премьеру о том, как искусство спасает даже в самые тяжёлые времена

Газета "Нижегородская правда"
ТЮЗ представил премьеру о том, как искусство спасает даже в самые тяжёлые времена
Фото: предоставлено театром
Игорь Авров и Анна Сильчук в спектакле «Прощай, конферансье».

Постановка доброй, смешной и в то же время трагической пьесы Григория Горина «Прощай, конферансье» планировалась к юбилею Победы, но пришла к зрителям только сейчас. Пока её увидели только сотрудники театра, журналисты и медики на закрытом просмотре. А театр с замиранием сердца ждёт разрешения показать её широкому зрителю.

 

Калейдоскоп характеров

История, рассказанная режиссёром Ириной Страховой, начинается за несколько дней до войны. Потомственный конферансье (Игорь Авров) ловко балансирует на вершине своего таланта, постоянно разрешая маленькие и большие конфликты закулисной жизни. А случайным зрителем этой круговерти становится сирота Вера (Анна Сильчук) – девочка, которая не умеет смеяться. И конферансье решает её этому научить.

Одновременно на сцене разворачивается целый ряд житейских историй, каждая из которых превращается в концертный номер.

Танцор (Александр Котов) тщетно пытается объяснить, чем один цыганский танец отличается от другого. Фокусник (Фёдор Боровков) трогательно заботится о своих партнёрах – голубях. Звезда театра Поливанов (Леонид Ремнёв) всего за пару минут убеждает вздорный коллектив (и зрителей в зале), что театр – это вам не эстрада, и высокое искусство своим натиском всегда пробьёт дорогу на сцену. Продолжается театр и дома. Великолепная сценка с литератором Лютиковым и его гаденьким соседом Сысоевым (Владимир Вышеславский) сыграна так, что каждый зритель чувствует волну гнева и смеётся, когда враг посрамлён. Но всё это лишь вступление к настоящей истории. Жизнь вздорного, но дружного коллектива, полную музыки, танцев и фокусов, меняет война.

Тяжёлое время. Но ведь кому-то надо быть весёлым и в тяжёлые времена, иначе время становится невыносимым...

Правда жизни

Какими они были, артисты на войне? Те, что выступали под грохот взрывов, старались подарить солдатам кусочек мира, дать надежду на победу, показав карикатурного, совсем не страшного Гитлера (Дмитрий Соколов), или напомнить о любимой, которая ждёт солдата? А случалось и так, что для кого-то из артистов спектакль на передовой, сыгранный под самые искренние аплодисменты на земле, оказывался последним…

Об этом в итоге и рассказывают герои пьесы, за основу которой Горин взял подлинные исторические факты – судьбу бригады Театра сатиры, погибшей под Москвой в самом начале войны. Её артисты попали в окружение, актёр театра Яков Рудин погиб, а Рафаил Холодов и Валентина Токарская попали в плен. Нижегородцы воскресили их подвиг.

Что должен чувствовать конферансье, которому нужно не допустить паники в зале при известии о начавшейся войне, притом что сам он шокирован этой новостью? Все эти чувства своего героя Игорь Авров отыгрывает за считаные секунды. Оказывается, «антракт объявить правильно – также искусство!» А уж тем более антракт длиною в четыре года…

И вот уже перед зрителем начинаются будни концертной бригады, которая колесит у линии фронта. Люди разных возрастов, с разным отношением к жизни и своей профессии в трагических обстоятельствах становятся едины в том, что артист всегда обязан дарить зрителям праздник. Это – их миссия, это – их жизнь.

И вроде бы жизнь артистов идёт своим чередом, пока коллектив вновь не встречает Веру, которая приходит за ними, чтобы сопровождать в госпиталь, где она работает. Здесь, на войне, среди смерти и горя, она научилась смеяться, потому что без смеха нет жизни. Уставшие артисты отправляются с ней, чтобы поддержать раненых, но ансамбль попадает в окружение.

Место подвигу

Тяжёлые страницы пьесы рассказывают о том, как один за другим погибают артисты. Погибают, веря в то, что они всё сделали правильно. И вот остатки ансамбля оказываются на допросе у своего коллеги, клоуна Отто, который обещает им свободу за выступление перед немецким генералитетом. Отто в исполнении Алексея Логачёва – олицетворение всего, что обычно думают и говорят о фашистах.

Тех самых, что одной рукой играют классику на фортепьяно, а другой подписывают расстрельные приказы. «Номер в кабаре», который знакомит с Отто, – самый яркий в спектакле. На глазах зала талантливый шут превращается в расчётливого офицера, виртуозно ведущего допрос.

И вот он уже готовит для руководства вермахта лакомый кусочек. Сломленных, как ему кажется, русских артистов, брошенных на потеху публике. Противостояние двух конферансье, русского и немца, – интеллектуальная битва, наблюдать за которой до дрожи интересно.

Актёры здесь просто великолепны. Вновь концертные номера нанизываются один на другой, показывая мужество и правдивость героев.

Выйти на сцену и держать интерес враждебно настроенной публики всегда нелегко. А если при этом считать секунды до взрыва, который призван разрушить театр и обезглавить немецкую армию, – просто нереально. Чем закончилось актёрское противостояние, вы узнаете, придя на премьеру, которая состоится сразу же после отмены режима ограничений.

12+

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Официальный источник», и новости сами придут к вам.
Подпишитесь на нас
Самое популярное
Новости партнеров
Похожие публикации