Московский вокзал на ретро-фотографиях. Вокзал, который мы «потеряли».

Реконструкция железнодорожного вокзала в Нижнем Новгороде выходит на финишную прямую: объект готов на 85 %, сообщали мы ранее. Долгожданное открытие обновленного вокзала состоится уже в мае. Перемены, происходящие на вокзале в канун чемпионата мира по футболу, значительные и архинеобходимые.

Но давайте вспомним, что наш Москарик менялся не один раз. Первый вокзал в Нижнем Новгороде был построен аж в 1862 году. Современное здание вокзала было отстроено в 60-х годах прошлого века. Начиная с 2002 года осуществлялась текущая модернизация вокзала, оснащение терминалами для автоматической проверки билетов, сооружение навесов над платформами и многим другим. В 2010 году станция Горький-Московский была переименована в современное название «Нижний Новгород-Московский». А 1 июля этого же года название вокзала «Горький-Московский» было сменено на «Нижний Новгород» согласно распоряжению руководства ОАО «РЖД».

В мае мы увидим наш новый «старый» железнодорожный вокзал, а пока давайте посмотрим, как наш Москарик выглядел раньше.

Площадь Революции. 1949—1959, Годы под вопросом. Новые вагоны МТВ-82. Здание гостиницы “Антей” c одноимённым рестораном ещё четырёхэтажное.
Здание вокзала Московско-Курской железной дороги
Здание вокзала Московско-Курской железной дороги
Вокзал Московско-Нижегородской железной дороги. Почтовая открытка с видами Нижнего Новгорода фотографа и издателя Василия Бреева
Отъезд поезда… Горький-Кустанай.
Отъезд…1954
Фотография 1896-1897 гг.. Называется “Нижний Новгород. Железнодорожная станция и здание вокзала Московско-Курской железной дороги” автор М.П. Дмитриев
Пути и здание вокзала Московско-Курской железной дороги
Горький. Инженерный корпус Горьковского метрополитен
Строительство инженерного корпуса Горьковского метрополитена, декабрь 1981
Горький. Площадь Революции
Московский Вокзал
Город Горький. Площадь Революции 1986. Автор: Алексей Белобородов
Строительство инженерного корпуса Горьковского метрополитена
Строительство инженерного корпуса Горьковского метрополитена
Перенос коммуникаций перед строительство станции метро Московская, сентябрь 1979
Подготовка территории под строительство станции метро Московская, сентябрь 1979
Крепление котлована перед строительством станции метро Московская, октябрь 1980
Горький. Инженерный корпус Горьковского метрополитена
Площадь Революции
Город Горький. Площадь Революции
Город Горький. Площадь Революции
9 мая 1945. Московский вокзал. Автомобиль Победы на Московском вокзале и митинг в честь окончания Великой Отечественной войны.
Торговля книгами 1960—1965
Авиастроители на первомайских демонстрациях 1936—1940 город Горький
Авиастроители на первомайских демонстрациях 1936—1940. Имя Орджоникидзе присвоено авиазаводу № 21 в 1936, тогда же вручен и первый орден Ленина
Город Горький. Площадь Революции. Молодежь советская!
Горький. Площадь Революции 1969—1970
Город Горький. Площадь Революции 1982
Город Горький. Площадь Революции 1985. Автор: Алексей Белобородов
Площадь Революции 1970. Источник: Книга Нижний Новгород. Маршруты из прошлого в будущее: Летопись истории нижегородского общественного транспорта. Сразу два Икаруса: 620 и 180.
Здание вокзала Московско-Курской железной дороги 1890—1920
Московский вокзал. 1964—1969
Горький 1950—1960
Панорама строительства станции метро Московская Горьковского метрополитена
Город Горький. Площадь Революции. Старое Канавино! Ещё всё целое и не изуродованное варварски: и Литвинка,и Долгополова, внимательный взгляд заметит,что над тоннелем, что идёт к рынку, ещё нет крыши,напротив универмага стоят телефонные будки,дата,скорее всего,не раньше 1984 года – думаю,что снимали с крыши инженерного корпуса (здания управления метро).
Город Горький. Площадь Революции 1979. Подготовка территории под строительство станции метро Московская. Снос ДК “Спартак”
Горький. Канавино
Город Горький. Перекресток улиц Луначарского и Литвинова 1932—1940
Перенос трамвайных путей с площади Революции 1959
Город Горький. Площадь Революции 1985
Строительство станции метро Московская, декабрь 1983
Площадь Челюскинцев — ныне площадь Революции. До 1934 г. — Вокзальная площадь.
Площадь Революции и Московский вокзал
Дома на площади Челюскинцев. Площадь Челюскинцев (после Великой Отечественной переименованная в площадь Республики)
Город Горький. Улица Советская
Демонстрация трудящихся (видимо, Первомайская) на площади Революции 1954—1960. В источнике стоит датировка 1946-1960, но не вижу портретов Сталина, поэтому поставил нижнюю границу с 1954 года.
Улица Литвинова 1998
Московский вокзал. 1992—1997
Гордеевская улица. Очень необычное направление движения трамваев
Булочная на Гордеевском пятачке. 1985г. Автор: Алексей Белобородов
Московское шоссе, маршрут 49 1984
Дом купца Теребилина (2-я половина XIX в.) — ул. Гордеевская, 61 1992—1993
Московская улица и Триумфальная арка
Нижегородская губерния.г.Нижний Новгород.Московская улица и Триумфальная арка 1905—1906
Часовня Городецкого Фёдоровского подворья 1894
Часовня и полицейская-пожарная часть
Сибирская улица. 1911. Нынешняя ул. Должанская,на фото справа видна башня дома Бугрова на ул. Московской (ныне Советская).
Пути и здание вокзала Московско-Курской железной дороги 1890—1895. Железнодорожные пути за Московским вокзалом и Московская улица. Панорама со здания Макарьевской полицейской и пожарной части.
Нижний Новгород 1896—1917. Пути и здание вокзала Московско-Курской железной дороги
Канавино 1896
Московская улица 1922—1930. Московская (Советская) улица по направлению к Нижегородской ярмарке со здания Макарьевской полицейской и пожарной части. Пути уложены в двух направлениях.
Советская улица 1985
В ожидании парадного марша 1957. Фото: Фёдор Васильевич Золотарёв Приятно, что в историю Горького вплелась моя фотография «В ожидании парадного марша, 01.05.1957 г.». Здесь перед курсантами Горьковского речного училища стоят начальник училища Любимцев Иван Владимирович (у него родимое пятно на левой щеке), его заместитель по военно-морской подготовке капитан первого ранга Саблин Михаил Петрович и другие офицеры. В строю моё место было в первой шеренге колонны училища. В кармане у меня был фотоаппарат «СМЕНА», Во время ожидания марша строй стоял «Вольно», я вышел из строя и сделал этот снимок. Было солнечно и тепло.
Дом Н.А.Бугрова, ул. Советская, 20
Госцирк в Канавино 1926—1931
Нижний Новгород 1896—1917. Пересечение 1-ой Владимирской (не сущ.) и Московской (Советской) улиц. Дом Н.А.Бугрова. Архитектор К.Г.Трейман, 1890-е г
Жилой дом 1938
Канавинский кинотеатр 1960—1961
Центральный рынок 1994
Паровоз 1930—1940. Работники паровозоремонтных мастерских готовятся занять свое место в парадной колонне в честь 1 Мая.
На первомайской демонстрации 1948 года. На машине — модель реактивного истребителя (их завод начал выпускать серийно с 1948 г.). Фото из Музея истории и трудовой славы АО НАЗ «Сокол»
Дворец культуры им. В.И. Ленина 1942. Дом культуры был построен в 1927 году, к 10-летию Великого Октября. К началу войны он пришел в прекрасном состоянии. А здесь мы видим закопченные колонны, частично выбитые окна и другие приметы разрушений. Известно, что во время войны несколько бомб разорвались рядом с этим зданием. На крыше — лозунг, составленный из электрических лампочек: «Война — войне». Это часть (наиболее тогда актуальная) известного лозунга «Миру мир, война войне». Привлекают внимания флаги и транспаранты, украшающие главный фронтон дворца. По-видимому, праздник, в честь которого они были вывешены, уже прошел. Длинные вертикальные полотнища с буквами «С» и «Р» (остатки от аббревиатуры «СССР») еще видны справа от центрального входа. Флаги, возможно, были вывешены в честь одного из летних государственных праздников (Всесоюзный день физкультурника — 19 июля. Всесоюзный день авиации — 16 августа), которые продолжали отмечать и в военное время. На балконе — декорации из картона, выполненные в довоенной стилистике. В нижней части центральной фигуры — звезда, серп и молот с подсветкой из лампочек. о непрекращающемся течении культурной жизни говорит щит с афишами справа у одного из входов в здание. Нижняя афиша, приглашает на просмотр довоенного фильма «Перегон смерти», а на верхней отчетливо видна фамилия знаменитого оперного тенора Леонида Собинова. Он родился в июне 1872-го и умер в октябре 1934 года. В 1942 году отмечалось его 70-летие. Этим временем предположительно и можно датировать снимок. Источник: Книга Советский Горький.
Дворец культуры им. В.И.Ленина
Дворец культуры им. В.И.Ленина
Горьковская детская Железная Дорога 1960—1980
Открытие ГДЖД им. А. М. Горького 1939
Открытие ГДЖД им. А. М. Горького 1939. Открытие Горьковской детской железной дороги состоялось 8 ноября 1939 года и стало значительным событием в жизни города. К нему усиленно готовились: для юных железнодорожников была сшита форма со знаками различия, специально изданы и афиша-плакат, и большой тираж фото-открыток с изображением станций, депо, подвижного состава и отдельных видов детской железной дороги, заказано 20 тысяч различных пригласительных и 1,5 тысячи проездных билетов. Все станции и депо были красочно оформлены и украшены, во всех 4-х пунктах следования поезд должен был встречать духовой оркестр. Приглашено много гостей, в том числе 100 детей из других городов и Горьковской области. 5 ноября для встречи делегаций на 3-х вокзалах установлены дежурства. В школах г. Горького проходило соревнование за право стать первыми пассажирами Малой детской железной дороги. В полдень парадом 1700 юных железнодорожников, окончивших железнодорожные курсы, одетых в новую форму, началось главное торжество. С рапортом о готовности детской железной дороги и поздравлениями выступили начальник строительства И. А. Слепов и Первый секретарь Горьковского обкома ВКП(б) А. И. Шахурин. С приветствиями выступили представители делегаций Московской, Гомельской и Днепропетровской детских железных дорог, приехавшие в на открытие дороги в г.Горький. «Малая Горьковская дорога построена в рекордно короткий срок, по величине она является самой большой детской дорогой в стране. Ваша задача», – звучало в напутствии гостей из Москвы юным горьковским железнодорожникам, – «не только помнить, но и на деле доказать слова наркома Л.М.Кагановича, что детская дорога – не забава». В своем поздравлении Лида Лозовская из г. Гомеля от лица белорусских пионеров сказала: «Получив такой чудесный подарок, мы призываем вас лучше учиться в школе и овладевать сложной железнодорожной техникой, чтобы вырасти и стать настоящими патриотами нашей великой державы и в любой момент встать на защиту нашей могущественной и любимой родины». От имени ребят юный диспетчер дороги Роза Лебедева зачитала письмо в стихах, написанное при участии горьковских поэтов и адресованное И. В. Сталину, пионерка Белякова – текст письма Л. М. Кагановичу. Ровно в 14 часов была перерезана красная ленточка, протянутая через полотно детской железной дороги, и путь был открыт. Начальник станции «Родина», ученица 8-го класса Рахиль Шнейдер дала знак к отправлению, и машинист Женя Герман под звуки духового оркестра повел в путь свой первый состав из 6 вагонов, заполненный пассажирами. Через 32 минуты, пройдя 9 километров, поезд прибыл на конечную станцию «Счастливая». После отправления первого «правительственного» поезда было организовано катание детей. Открытие стало настоящим подарком детям г. Горького к празднику, его трансляция осуществлялась по городскому радио и радиосвязи детской железной дороги. Главные пути детской железной дороги прошли на расстоянии 9,1 км от сада «1 Мая» до Соцгорода автозавода им. Молотова. Она стала самой большой по протяженности в СССР и самой навороченной и современной.
Первый поезд отправляется со станции «Родина» ГДЖД 1939
Первый состав на станции «Родина». 8 ноября 1939 г. Ровно в 14 часов была перерезана красная ленточка, протянутая через полотно детской железной дороги, и путь был открыт. Начальник станции «Родина», ученица 8-го класса Рахиль Шнейдер дала знак к отправлению, и машинист Женя Герман под звуки духового оркестра повел в путь свой первый состав из 6 вагонов, заполненный пассажирами. Через 32 минуты, пройдя 9 километров, поезд прибыл на конечную станцию «Счастливая». После отправления первого «правительственного» поезда было организовано катание детей. Открытие стало настоящим подарком детям г.Горького к празднику, его трансляция осуществлялась по городскому радио и радиосвязи детской железной дороги.
Горький. Детская ж.д. Станция Родина 1970
Горький. В вагоне детской железной дороги
Горький. Детская железная дорога. Ст."Родина" 1970