Карта новых маршрутов общественного транспорта в Нижнем Новгороде

Действует с 23 августа 2022 года.

Скачать

H
H e
S L n s
с

Александр Митта: «Талантливый актёр сразу виден»

Александр Митта: «Талантливый актёр сразу виден»

Фото: commons.wikimedia.org

Читайте нас в Новости Яндекс Дзен

Именно он открыл зрителям многих знаменитых сегодня актёров – Леонида Филатова, Елену Проклову, Марата Башарова… Его фильмы «Экипаж», «Как царь Пётр арапа женил», «Граница» и многие другие до сих пор пересматривают зрители самых разных возрастов.

О съёмках этих фильмов, дружбе с Владимиром Высоцким и романе с замужней коллегой, ставшей впоследствии главной женщиной жизни, мы и побеседовали с Александром МИТТОЙ накануне его 87-летия.

Гори, гори, моя звезда 

– Александр Наумович, вам не страшно было приглашать на главные роли в свои фильмы никому не известных актёров? 

– Я на уровне интуиции понимал, что все они очень талантливы. Леночка Проклова, которую я снял в «Гори, гори, моя звезда» была очень талантливым ребёнком. Лёня Филатов был в театре очень активным, а в кино ещё не снимался. Мне так повезло, что я первым начал снимать его в кино. Но он тоже неимоверно талантливый актёр. Как только он снялся, то сразу же стал любимцем всего Советского Союза.

У Марата Башарова в «Границе» была первая серьёзная роль. До этого он сыграл небольшой эпизод в картине Михалкова про курсантов – «Сибирский цирюльник». Но сразу было понятно, что он талантлив.

Талантливый актёр сразу виден. У него в поведении есть правда, есть эмоции, он никогда не врёт, он близок к истине. С талантливым актёром проблем не бывает. И не было случая, чтобы актёр, которого я выбрал, оказался не талантливым.

– Но вы ведь не всегда безошибочно угадывали актёров в свои фильмы? Например, в «Экипаже» главную роль изначально должен был играть Олег Даль, а не Филатов. И в «Гори, гори, моя звезда» вместо Табакова вы планировали снимать Ролана Быкова. Что заставляло вас менять актёров?

– Ну, Олег Даль был хрупкий человек. И тут у него была бессонница из-за нервного переутомления от предыдущих картин. И врач, который его наблюдал, сказал, что ему надо на два-три месяца сделать остановку. А это было невозможно. И тогда с разрешения Даля я позвал Филатова.

Я с самого начала хотел пробовать его вместе с Далем, но Филатов отказался пробоваться. Он сказал: «Я уже несколько раз пробовался с Далем, и всегда выбирали его. Я не буду пробоваться».

Ну а когда Даль ушёл с роли, тогда я позвонил и сказал: «Лёня, путь свободен». Он позвонил Далю, поговорил, узнал, что никаких этических конфликтов не было, нет никаких обид, и согласился.

Командира должен был играть Алексей Петренко. Но он потом отказался, и вместо него утвердили Георгия Жженова.

В фильме «Гори, гори, моя звезда» я сначала действительно хотел снимать Ролана Быкова. Он фантастический актёр. Но я хотел снимать трагикомедию – такое радостное действо в память великого режиссера, уничтоженного революцией. А Быков пытался играть чистую трагедию. И переубедить его было невозможно. И пришлось сказать, что я буду делать фильм без него. После этого он просто вычеркнул меня из жизни. Не простил. По-своему, конечно же, был прав, но у меня другого выхода не было…

В итоге сыграл Табаков. Он надел на себя эту роль, и это было идеальное попадание.

– Хилькевич жаловался, что ему навязывали актёров. Так, например, его якобы заставили взять Алфёрову на роль Констанции. А у вас подобное случалось? Было такое, что вы снимали актёра, которого не хотели снимать?

– Нет, никогда. Просто то, что я предлагал, всегда устраивало киноначальство.

Смена «Экипажа»

– Правда, что фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» предлагали снимать вам? Почему вы отказались?

– Я начал его снимать. Но я в этой компании сильно отличался от всех. Потому что почти никто из них Высоцкого никогда не видел. И никто его не знал, включая и его сына Никиту. А мы с ним прожили практически всю жизнь. И была большая разница между тем, каким я представлял Высоцкого и каким они его представляли.

Мы познакомились с Высоцким, когда он ещё был студентом, пел в разных компаниях.

Практически познакомились с его самых первых песен. И так и дружили дальше.

Это большое счастье в жизни, что я был знаком с ним. Это большая радость была.

У них была идея, что они создадут искусственно его внешность. Удивят всех этой маской и создадут эффект, что вот он, Высоцкий, настоящий.

Но эта маска разительно отличалась от того, как выглядел Высоцкий в жизни. Он всегда был очень мягкий, нежный, изменчивый, ироничный. Прямая противоположность того, что они сделали. Поэтому я довольно быстро сам от них отказался.

– Героиня Оксаны Акиньшиной – прототип Оксаны Ярмольник, которая была последним увлечением Высоцкого, подана в картине как его главная любовь, которая даже Марину Влади потеснила. А в реальной жизни была женщина, которую он любил больше Влади?

– Нет, Марина всегда была на своём месте. У всех остальных женщин было другое место.

– Как вы отнеслись к римейку вашего «Экипажа»? Многие считают, что новый фильм ни в какое сравнение не идёт с вашей картиной…

– Называть его римейком можно только из коммерческих соображений, ради привлечения денег.

Поскольку тот фильм остался в памяти у людей. Так сказать, чтобы проторить дорожку к успеху.

Эти два фильма никак и ничем не связаны. Но поскольку у первого «Экипажа» был большой успех и много народа помнит об этом фильме, то новая команда решила назвать фильм так же.

Они отобрали у меня этот фильм. Сначала отобрали аудиторию, потом отобрали название. Я им сам отдал, когда увидел, что это другая аудитория.

Мне участвовать даже не предлагали. И они на нём очень хорошо заработали.

Это другой фильм. Он не похож на мой, и слава Богу.

Роман длиною в жизнь

– Вы в творческой среде слывёте редким однолюбом. Это правда, что вам пришлось свою жену – Лилию Михайлову – уводить у другого?

– Вот она говорит, что я не однолюб, а живой человек…

– Но жену-то тем не менее вы уводили? Вы ведь тогда были простым студентом, а её муж – уже состоявшимся человеком. Чем вы её увлекли? Почему она за вами пошла?

– Я её не уводил. Она очень самостоятельная. Всё делает первой. Она старше меня на пять лет, и до сих пор она главная. Она меня постоянно переделывает, учит, руководит мной.

Мы познакомились в издательстве «Малыш». Лиля – художник детских книжек, а я сочинял тексты. Мы начали делать вместе книжку. Книжку не сделали. Но зато стали жить вместе.
Она действительно была замужем. Муж работал в «Правде» журналистом. Он был очень талантливый журналист-международник, хороший человек.

Муж очень переживал её уход, тяжело переживал. И долго не давал развода. У нас уже сын родился, когда они всё-таки развелись.

В итоге в один день она зарегистрировала и развод с мужем, и брак со мной, а я усыновил собственного сына.

– В творческих семьях всё-таки долгие браки – это очень редкая штука. А вы вместе 60 лет… 

– Мы действительно больше 60 лет вместе. 65, 66, кажется. И у нас нет ощущения, что мы долго вместе. Мы привыкли, и уже как один человек.

– Что позволяет людям столько лет жить вместе и не терять интереса друг к другу?

– Она всё время чем-то занята. С ней жить не скучно. И ей жить не скучно. Она всегда что-то делает, руководит домом. На самом деле хозяин дома – это она.

Всюду, где она была, она всегда на заметном месте. Когда она делала детские книжки, они были лучшими. Это она придумала большие книги-раскладушки. Её книжки издавались громадными тиражами – по 3 миллиона экземпляров в 40 странах. Потом государство перестало это финансировать, и книжки перестали издавать. Но всё равно лучше, чем она, никто этого не делал.

– Какой должна быть женщина, чтобы покорить талантливого мужчину и столько лет заставлять его восхищаться собой?

– Она всё время полна активного интереса к жизни. Ей не скучно. Она столько пытается делать, что за день не успевает всего. Она всегда занята делом. Всегда всем помогает. Она человек удивительный, особенный.

«Новое дело»

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Своих не бросаем

Участники СВО поблагодарили нижегородцев за письма поддержки :: Мемориал «Галерея Героев» открылся в Княгининском университете :: В Нижнем Новгороде прошел митинг-концерт в поддержку российских военных :: Олег Лавричев и Татьяна Скоробогатова встретились с мобилизованными нижегородцами в Курской области :: Десять пар шерстяных носков для мобилизованных связал житель Первомайского дома-интерната :: 150 аптечек и продукты собрали в Автозаводском районе для мобилизованных :: Из Нижегородской области в зону СВО отправили уникальный бункер для бойцов :: Семьи из Донбасса побывали на концерте Камерного оркестра Игоря Лермана в Нижнем Новгороде :: Гастроли донецких театров стартовали в Нижегородской области :: Военнослужащий из Дзержинска спас боевых товарищей под обстрелом около Лимана :: 32 машины с гуманитарным грузом отправили нижегородские активисты Народного фронта в помощь военным :: Нижегородки шьют и вяжут для мобилизованных :: Жители Выксы шьют сумки-аптечки для участников спецоперации :: Девять нижегородских семей усыновили 24 ребенка с Донбасса :: С помощью вовремя доставленного дефибриллятора из Нижнего Новгорода в Донецке спасли жизнь человеку :: В Госдуме предложили сделать бесплатным проезд на поездах для школьников из новых регионов :: Семью Ливадоновых с 15 детьми, принявшую подростков из Донбасса, пригласили в кулинарный театр :: Новая партия гуманитарной помощи из Дзержинска отправилась в зону спецоперации :: 10 тысяч писем и рисунков от нижегородских детей отправлено российским военным на Донбасс :: Нижегородская область помогла Харцызску подготовиться к холодам :: Переселенцы с Донбасса проголосовали на референдуме о вхождении в состав России :: Многодетная нижегородка приняла в семью пятерых детей-сирот из ДНР :: Александр Вайнберг помог организовать отдых детей из ДНР в лагере в Нижегородской области :: Нижегородская область получит 73,9 млн рублей для размещения вынужденных переселенцев из ЛДНР :: Россия отправит 70 мусоровозов и более 6000 контейнеров для отходов в ДНР ::