Алексей Карапузов: «Мы внимательно следим за появлением новых идей для улучшения города»
Современные технологии должны сделать жизнь нижегородцев более комфортной. Это касается и транспорта, и коммунальной сферы, и школьной инфраструктуры. Например, уже завоевал популярность портал «Антиснег», где можно не только пожаловаться на неубранные ледяные глыбы, но и проследить, как с этой жалобой справляются коммунальщики.
Как работают все эти новшества и что ещё придумали власти, мы расспросили заместителя главы Нижнего Новгорода по информационным технологиям Алексея Карапузова.
Снежный «завал»
– Алексей Геннадиевич, для портала «Антиснег» сейчас самая горячая пора. Сколько обращений поступает и как он справляется с нагрузкой?
– Февраль стал месяцем снегопадов, и мы увидели резкий рост интереса жителей к порталу. За две недели с начала февраля на сайте побывало 17 тысяч жителей. Было подано больше 10 тысяч заявок на уборку снега. Такое количество снега и обращений для коммунальных служб можно назвать критичным. Входящие заявки обрабатывают всего 1 – 2 диспетчера в каждом районе. Поэтому время обработки и ответа жителю сейчас увеличилось.
– Но для нижегородцев, как бы там ни было, важно, чтобы снег убрали и можно было бы спокойно пройти, проехать. Каковы сроки выполнения заявок и как этот процесс контролируется?
– Регламентное время исполнения – трое суток. Житель оставляет заявку, диспетчер в районной администрации назначает ответственного исполнителя в зависимости от того, к чьей зоне ответственности принадлежит участок, либо заявка автоматически уходит на исполнителя, если ответственный в системе уже определён. Не устроило качество уборки – житель может отправить заявку повторно. Бывает так: исполнитель считает своим долгом очистить дорожку, а на прилегающей территории убирает недостаточно хорошо. Жители же ждут комплексного подхода. По таким случаям проверку проводит также административно-техническая инспекция. За несвоевременную уборку снега предусмотрены штрафные санкции: 5 – 10 тысяч на должностных лиц и 50 – 100 тысяч для юридических. Всего сейчас таких заявок, по которым проводится административная проверка, больше полутора тысяч.
– В городе работает ещё один коммунальный проект – «Наш Нижний», куда житель может обратиться с любой коммунальной проблемой. На что люди жалуются чаще всего?
– На портале зарегистрировано почти 7 000 пользователей. Это эффективный инструмент взаимодействия жителей с коммунальными службами. Его популярность зависит от сезонности. Пик обращений был связан с пуском тепла. Сейчас еженедельно поступает в среднем 270 заявок, связанных с содержанием крыш. На втором месте обращения, связанные с уборкой дворовой территории (189 заявок), на третьем – заявки по вопросам электроснабжения (43 заявки). С началом весны, по всей видимости, число заявок по содержанию придомовой территории значительно увеличится.
– Летом прошлого года, когда заработал проект, сотрудник одной из домоуправляющих компаний вместо того, чтобы брать заявки в работу, просто удалял их. Может ли что-то подобное произойти сейчас?
– Удалить заявку с портала невозможно – такой функции больше нет. А есть единый диспетчерский центр, специалисты которого звонком подтверждают жителям исполнение заявки. Если с первого раза дозвониться не удалось, диспетчер должен сделать ещё две попытки. Разговор фиксируется с помощью звукозаписи. Понимаете, для нас главное – доверие к этим ресурсам. Это важный инструмент общественного контроля.
Всевидящая школа
– В одной из нижегородских школ заработал пилотный проект распознавания лиц. Какие отзывы от учеников, родителей? Будет ли этот опыт распространяться на другие школы?
– Это новая технология не только для Нижегородской области, но и для России в целом. К привычной карте прохода через турникет добавляется идентификация через распознавание лица. Это позволяет точно знать, в какое время ученик пришёл в школу, во сколько ушёл, вести базу данных по сотрудникам и гостям, иметь возможность обратного поиска по архиву, чтобы понять, когда и во сколько пришёл человек. Дети, руководство школы в целом отнеслись к новшеству позитивно – все понимают важность безопасности. Однако всё же говорить об обратной связи пока рано, мнения будем собирать месяца через два. Распространять этот опыт на другие школы мы планируем.
Решение о старте полномасштабного проекта видеораспознавания лиц в школах будет приниматься ориентировочно в июле
– До конца года в Нижнем Новгороде планировали установить 334 «умные» остановки. На сегодня есть только одна. Когда же их установят?
– Планы не меняются: 134 остановки появятся в первом полугодии, остальные 200 установят до конца этого года. Сейчас действительно действует только одна – для того чтобы тестировать исполнение технических решений. Выявлены недостатки, в частности, по использованным материалам. При запуске партии недостатки будут устранены.
– Но появились приложения для смартфонов, которые позволяют иметь «умную остановку» в кармане. Не кажется ли вам, что проект в том виде, в каком реализуется в Нижнем Новгороде, уже устарел?
– Одно другому не мешает, а дополняет. Город получает обновление инфраструктуры без нагрузки на бюджет, а функционал остановок позволит не только отследить движение автобуса, построить маршрут, но и зарядить телефон, связаться с экстренными службами, вызвать такси, узнать о ближайших достопримечательностях, гостиницах, что важно для гостей города. В преддверии 800-летия Нижнего Новгорода такой проект для города – важная имиджевая составляющая.
Пост в помощь
– Какие ещё «умные» сервисы заработают в ближайшее время?
– В этом году мы планируем запустить портал, где жители смогут оставлять жалобы, заявки, предложения не только в сфере ЖКХ, а по разным проблемам: транспорт, дороги, экология и так далее. Нижегородцы смогут участвовать в обсуждении проектов развития города, в различных опросах. Это будет новый инструмент прямой коммуникации с жителями. Кроме того, мы обновляем сайт городской администрации. Он станет более удобным, понятным при заходе с мобильных устройств. В дальнейшем для удобства горожан будет открыта электронная запись на приём к муниципальным служащим.
В этом году планируем также сформировать экологическую карту города с возможностью реагировать на различные проблемы. На март намечена установка двух экологических постов по измерению уровня загрязнения воздуха. Формируется также культурная карта города, с помощью которой гости смогут узнать о достопримечательностях, их истории, туристических маршрутах.
Важное направление составляют крупные инфраструктурные городские проекты. Это система адаптивного управления светофорами, «умное» освещение, перезапуск платных парковок. Большое внимание в целом к транспортному блоку. Сейчас активно прорабатываем установку дополнительных валидаторов для бесконтактной оплаты на транспорте. Как видите, фронт работ большой.
– В ноябре прошлого года состоялось подведение итогов конкурса «IT-проект года», кроме того, в Нижнем Новгороде запущен Global City Hackathon. Какие проекты вы отметили для себя? Может быть, что-то будет реализовано в Нижнем Новгороде?
– Интересных идей много. Уже начал работать со школами один из финалистов конкурса IT-проектов, представивший проект GLOBUS: он направлен на мотивирование школьников к получению хороших отметок – за хорошие отметки в электронном дневнике накапливаются бонусы, которые можно будет потратить на подарки от спонсоров. Мы внимательно следим за появлением новых идей, приняли участие в рабочих группах по постановке задач на Global City Hackathon. На мой взгляд, достаточно интересное получилось пересечение городских задач и перспективных технологий. Самое полезное, конечно, будем использовать для улучшения качества жизни в Нижнем Новгороде.