Андрей Ильин: «Удивительно, что меня взяли в театральное училище»
Актёр Андрей Ильин – один из самых знаменитых выпускников Нижегородского театрального училища. Несмотря на успех в столице, он сохранил тёплые и крепкие отношения со своей альма матер, а особенно с её бывшим директором Татьяной Цыганковой. К сожалению, 4 мая Татьяны Васильевны не стало. Мы связались с Андреем Ильиным, и он поделился своими воспоминаниями о легендарном педагоге и нижегородской театральной юности.
Она была нашей совестью
– Андрей Епифанович, уход Татьяны Цыганковой стал большой потерей для культурной жизни Нижнего Новгорода. Для вас, наверное, это известие особенно болезненно, ведь вы называли Татьяну Васильевну своей второй мамой…
– Это огромная потеря для каждого. Мне её будет не хватать. Она могла дать совет по любому поводу, касалось ли это профессии, каких-то житейских проблем. Она всегда находила правильные слова утешения, одобрения. Радовалась большим и маленьким успехам своих учеников. Гордилась – ведь в нашем успехе есть и её частичка. Вся её жизнь была в нас.
Татьяна Васильевна очень радовалась успехам, которые были в моей профессиональной жизни.
И, конечно, я буду всю жизнь благодарен ей за то, что она когда-то на 180 градусов поменяла мою судьбу. Потом, спустя годы, когда у нас были доверительные, почти родственные отношения, она призналась, что моя судьба при поступлении в театральное училище была на волоске.
Набиравший курс Борис Абрамович Наравцевич был против моего поступления. Он не знал, что делать с таким ребёнком, как я, а Татьяна Васильевна Цыганкова и Рива Яковлевна Левите настояли, чтобы меня всё-таки приняли на курс. Это было после 8‑го класса.
Мне было тогда всего 14 лет.
– А вы помните, как поступали в театральное училище?
– Как и все: читал стихи, прозу, басню: «Заяц во хмелю» Сергея Михалкова, рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник».
Неудачный репертуар для вступительных экзаменов, но я тогда мало что понимал.
У меня всегда были проблемы со слухом и голосом. Я слышу мелодию, но не могу её адаптировать с голосом. Удивительно, что меня взяли в театральное училище. Пел я ужасно.
Именно этот экзамен я и завалил.
Вообще, я собирался поступать в театральное училище в Москве после 10‑го класса. Вместе с одноклассниками хотел попытать счастья. Но случайно встретив своего друга, который уже учился год в Горьковском театральном училище, изменил решение. Он мне рассказал, какие вступительные экзамены надо сдавать, и я решил проверить свои возможности.
Главное – не потеряться
– Как вы думаете, почему Татьяна Васильевна решила дать вам шанс при поступлении? Что она в вас разглядела?
– Наверное, искру таланта. Тогда я был ещё совершенным ребёнком. Это сейчас я понимаю, что для театра большая находка, когда в профессию, в театр входит юный человек. Я пришёл в театр, когда мне было 18 лет, ещё во время учёбы в нашем театральном училище – играл в Горьковском ТЮЗе в спектаклях «Принц и нищий» и «Весёлое время». После окончания театрального училища поступил в Театр русской драмы в Риге.
Татьяна Васильевна чётко, тонко чувствовала талант и перспективу. А если этой перспективы не было, она честно говорила, что из этой профессии надо уходить.
– Давали ли вы ей повод так сказать?
– У меня был один инцидент. Однажды с друзьями мы хорошо погуляли, шли по откосу. Нас встретила классный руководитель Софья Владимировна Гуревич. Ей не понравилось наше веселье. Это был первый-второй курс. Софья Владимировна вызвала в училище мою маму.
У меня отобрали студенческий билет. Стоял вопрос об отчислении. К счастью, этого не произошло.
Спустя годы Татьяна Васильевна призналась мне, что никто меня отчислять не собирался – это был воспитательный момент.
– Какие напутственные слова сказала вам Татьяна Васильевна Цыганкова, когда вы окончили театральное училище?
– Она всю жизнь мне эти слова говорила, и они ещё звучат в моём сознании: чтобы я не потерялся, чтобы был успешен в этой профессии, не боялся ничего, чтобы работал много и активно, не ленился.
Она часто приезжала ко мне в гости и я к ней. Мы подпитывали друг друга. Всегда хотелось к ней как-то прижаться, как к чему-то тёплому, доброму, умному. Она прожила сложную, трудную жизнь, но счастливую, была окружена любовью своих учеников, которыми гордилась.