Анна Гор: «Наш регион укрепился на карте современного искусства в стране»
Нижний Новгород может претендовать на звание российской столицы современного искусства. Международный фестиваль аудиовизуального искусства INTERVALS, международный музыкальный фестиваль Opus 52, фестиваль уличного искусства «Место» стали драйверами культурного развития нашего города. Благодаря им традиции переплелись с современностью.
Накануне были объявлены победители премии в области современного искусства «Инновация». Впервые в истории её награждение проходило в нашем городе. Что эта премия даёт Нижнему Новгороду, мы поговорили с директором Центра современного искусства «Арсенал» Анной Гор.
– Анна Марковна, что всё-таки даёт премия «Инновация» Нижнему Новгороду?
– В первую очередь эта премия даёт стране. Это один из элементов структурирования художественной ситуации в России.
Согласитесь, в любой отрасли существуют рейтинги, некоторые авторитеты. Те, кто находится в начале списка, наиболее уважаемые и успешные, определяющие ситуацию специалисты. В данном случае художники. Для того чтобы определить их, существует целый набор инструментов, к которым относятся выставки, издания, каталоги, премии, ярмарки, музеи. «Инновация» – главная в стране, поддержанная государством премия, которая каждый год выбирает лучших. И что представляется более важным, чем отдельные лауреаты, показывает срез искусства за прошедший год. Это погружает его в основные тренды и обозначает основные имена.
Выбрать одно имя можно, но это не охватит всех явлений. Вот пять лучших – это пять разных сторон, то, что сегодня происходит в искусстве.
Нижний Новгород укрепился на символической карте современного искусства в стране и принять такое событие вполне может.
Кроме того, в Нижнем Новгороде происходят перемены. Все мы их замечаем. Перемены позитивные. Современное искусство перестало быть уделом столицы. Оно распределилось по всей большой стране. Имеет в стране свои центры, где работают институты и художники. Главное — есть зрители.
Нижний заявляет о себе как о серьезном центре, где происходят серьезные события в области современного искусства. INTERVALS, Opus 52. Это выход нашей культуры на другое качество, на другую звучность, на другое общественное значение.
– Не потеряется ли в этом случае классическое искусство?
– За классическое не волнуйтесь. Оно имеет серьезную укорененность в культуре и такие серьёзные институты, музеи, коллекции, что никуда не денется.
Я не люблю разделять искусство на классическое и современное. Всё, что было раньше современным, становилось классическим.
Потеряются ли люди среднего возраста от того, что родились новые дети? Нет, конечно.
– Почему сейчас такой невероятный интерес к современному искусству?
– На это есть несколько причин. Одна историческая.
Пока современное искусство в советское время находилось под запретом, всё было регламентировано, пока оно развивалось андеграундно, были квартирные выставки, художники работали у себя дома, люди разучились разговаривать новым языком.
Современное искусство – это ведь всегда новый язык, это всегда поиск чего-то, что на гребне, то, чего не было или изобретено заново.
Это привело к тому, что несколько поколений не имели навык общения с этим искусством.
Даже людям, чтобы общаться, нужно знать язык друг друга. Какую-то базу для общения. То же самое и с современным искусством. Язык классического искусства известен, а язык современного искусства пришлось учить заново.
Прошли те самые 20 – 25 лет, когда появились люди, которые владеют данным языком, отсюда и его популярность. Нам кажется, что нарастает его популярность, на самом деле идёт изучение данного языка.
– Как объяснить простому обывателю, что, например, работы Йоко Оно и Андрея Бартеньева – это современное искусство?
– Андрей Бартеньев – больше дизайнер, Йоко Оно – концептуалист. Дело в том, что для этого искусства чрезвычайно важен контекст. Нельзя это объяснить так же, как, если начать объяснять ребёнку, что 2+2 получится 4. Это не так просто. Надо много прочитать, много услышать. Много насмотреть.
В «Арсенале» ведётся ежедневная, специально устроенная работа по диалогу со зрителем. Записываются аудиогиды, создаются специальные путеводители, делаются аннотации. Разговаривать и объяснять – это наша работа. Сказать что-то в одной фразе – невозможно. И заставить человека полюбить то, что ему не нравится, тоже невозможно. Человек всегда, если он не специалист, способен выбирать.
Кто-то любит Кустодиева, кто-то не любит Йоко Оно. Кому-то нравится художник Шутов. Это с искусством нормально. Но не надо останавливаться. Надо читать книжки, думать.
Основная польза от современного искусства, что оно создаёт образ. Наши юные посетители придумали очень интересную формулировку – неправильных интерпретаций не бывает. Это очень хорошо относится к современному искусству, потому что каждый интерпретирует так, как ему нужно, как ему хочется и кажется правильным.
– Художники хорошо зарабатывают?
– Художник – это профессия. Если художник успешен в своей профессии, он зарабатывает и даже прилично. Чтобы добраться до этой стадии, нужно много работать. Это профессия в зоне риска. На это не всегда есть спрос. Профессия интеллектуальная и требующая ремесленных навыков.
В общем, это тяжелая профессия и зарабатывать в ней нелегко, но можно.
– А вкладывать в современное искусство выгодно?
– Если коллекционер вкладывает и имеет терпение, если его коллекция собирается тщательно с хорошим отбором и с вкусом, то в какой-то момент она капитализируется.