Карта новых маршрутов общественного транспорта в Нижнем Новгороде

Действует с 23 августа 2022 года.

Скачать

H
H e
S L n s
с

Авангард Леонтьев: «Учитесь быть самими собой»

Авангард Леонтьев: «Учитесь быть самими собой»
Читайте нас в Новости Яндекс Дзен

Авангард Леонтьев – один из тех актёров старой школы, кто весьма востребован и сейчас. Начав сниматься ещё в Советском Союзе, он стал звездой сериалов в новом русском кино. Ну а легендарные «Современник», «Табакерку» и МХАТ без него просто невозможно представить! Андрей Смоляков, Марина Зудина, Евгений Миронов, Владимир Машков, Анастасия Заворотнюк, Ирина Апексимова – список его учеников можно продолжать бесконечно.

О сложностях актёрской профессии и секретах успеха советского кино Авангард Леонтьев рассказал на онлайн-встрече, организованной Академией кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова.

История любви

Своё необычное имя – Авангард – он получил в честь старшего брата, погибшего на Курской дуге.

– В тот момент маме было 40, а папе 43 года. И меня, родившегося после войны, назвали в его честь. Родители очень любили друг друга. Как-то я нашёл папочку с их письмами. 200 полных любви писем. И глядя на родителей, я видел, что такое настоящая любовь. Только она помогла им преодолеть все сложности жизни и остаться оптимистами. А ведь им пришлось пережить не только гибель сына, но и две войны и одну революцию. И они подарили мне любовь к театру.

– Когда вы решили, что станете актёром?

– Я – счастливый человек. Передо мной не стоял вопрос выбора профессии. Я лет с четырёх на вопросы взрослых, кем я хочу стать, отвечал: артистом! «Таким знаменитым, как Лемешев?» – спрашивали меня. А он тогда был ведущим тенором Большого театра, и благодаря выступлениям по радио его знала вся страна. «Я таким и буду!» – отвечал я. Теперь бы я так ответить не решился, а тогда сравниться с Лемешевым казалось мне вполне достижимой идеей.

– Когда вы впервые почувствовали вкус успеха?

– Ещё в школе, в самодеятельности, в 5‑м классе. Мне очень нравилось играть в кружке. Потом я сам организовал кружок из одноклассников, и они ко мне ходили на репетиции! Я до сих пор не могу понять – почему. У нас была сцена, кулисы, осветительные приборы, подаренные шефами – московским ТЮЗом. Я сидел в актовом зале после уроков – фантазировал, выдумывал музыку и партитуру спектакля. Мне было хорошо! И я заражал этим восторгом других. Этот кайф привёл меня в Дом пионеров. Там всё и началось по-настоящему.

утомленные солнцем Авангард Леонтьев

Авангард Леонтьев в фильме «Утомленные солнцем»

Верить!

– Кто стал вашим главным наставником?

– Ученица Станиславского и Вахтангова – Анна Гавриловна Бовшек. От неё я впервые услышал, что работу над каждой ролью надо начинать от себя. Это она почерпнула у самих создателей системы Станиславского. А Олег Ефремов был продолжателем традиций и работал в этой системе координат. И я стараюсь так работать, и весь театр «Современник». Ефремов был для нас отцом, матерью, братом, сестрой – всем. Это семейное отношение и верность его принципам мы храним и передаём молодым.

– Кстати, в чём, по-вашему, секрет ошеломительного успеха самого Ефремова?

– Сейчас многие стремятся в каждой роли быть менее похожими на себя. Но прежде всего артист должен быть самим собой! И в этом смысле учебником или наглядным пособием и был Олег Ефремов. Фильм «Три тополя на Плющихе» – в этом фильме он такой, как в жизни. Абсолютно он! Кстати, только во время съёмок он научился водить автомобиль. А на гонорар купил «Волгу»! Ефремов привнёс себя в эту роль.

Посмотрите эпизод, когда он облокачивается на руль, смотрит сквозь стекло и думает… В эти мгновения содержание его взгляда раскрывает биографию его героя, его взгляды, его чувства. В его глазах столько всего! Но нужна смелость, чтобы так раскрываться на сцене и в кадре.

– А ещё прекрасен его актёрский дуэт со Смоктуновским в фильме «Берегись автомобиля», обеспечивший фильму грандиозный успех.

– Помните портрет Станиславского в кабинете следователя? Уж не знаю, Рязанов это придумал или Ефремов. Но на примере работ Смоктуновского и Ефремова можно увидеть, что такое быть самим собой в роли. Смоктуновский очень хороший артист, он играет здесь простачка. Был ли он таким? Нет! Он был интеллектуалом, знающим себе цену человеком. Для роли он развил в себе эти черты – простодушие, наивность. Но он играет. Очень хорошо, но играет Деточкина. А Олег Ефремов никого не играет. Он – Олег Ефремов в предлагаемых обстоятельствах. Он мог тоже играть, но он любил оставаться самим собой и верить в предлагаемые обстоятельства. Верить! Вот в чём главное. И это самое главное в искусстве актёра.

Когда-то я прощался со спектаклями легко. Думал: сколько их ещё впереди. Но с годами начинаешь понимать, что хороших ролей не так много.

Код русской жизни

– К сожалению, не всем советским звёздам удалось вписаться в новые реалии. В 90‑е годы многие оказались не востребованы. Как пережить период простоя?

– Надо быть «неваляшкой» – её наклоняют, а она встаёт! Это качество – неубиваемость – должно быть. Ты должен верить в себя, верить, что будет новая роль и ты покажешь себя. В жизни актёра много негатива. Простои, непростые взаимоотношения с режиссёром. Особенно сложно женщинам. Да, я о том самом.

Это очень сложно – не сломаться и психологически отстоять себя и свою профессию. Но что бы ни было, надо постоянно работать над собой. Развивать свою способность сопереживать. Олег Табаков заставлял студентов ходить на похороны. Я помню, мы провожали старейшую актрису Киру Головко, которая блестяще сыграла в кино графиню Ростову – женщину, потерявшую сына. Она умерла почти в сто лет, и помню, как Артём Быстров, который не застал её в театре, рыдал на её похоронах. Слёзы текли градом у него по лицу. Значит, у него очень развито сопереживание. Это очень важно.

– Сопереживание можно развить?

– Конечно! Для этого надо читать книги. Они дают почувствовать обстоятельства, в которые ты не попадёшь в жизни. Читая книги, мы становимся их героями, начинаем за них переживать. В «Войне и мире» закодирован весь смысл русской жизни. А «Над пропастью во ржи» – книга о каждом из нас. О том, как подросток сталкивается с жизненными обстоятельствами и пытается их преодолеть. Читая эту книгу, узнаёшь себя.

Авангард Леонтьев маленькие трагедии

Актёр в «Маленьких трагедиях»

В ожидании Солнца

– Какая из ваших собственных киноролей для вас особенно дорога? Где вам помог принцип «быть собой»?

– В фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». Там всё происходит в один солнечный день в Подмосковье. А лето 1993‑го было очень дождливым, и не только утомиться – дождаться солнца было нельзя. Мы сидели в поле под дождём и ждали. А он идёт день, неделю, другую, месяц. А нам надо восемь минут солнца, чтобы снять сцену длинным планом без остановок. И вот оно вышло! Все бегают по грязи, как муравьи. А я играю водителя грузовика, который ищет деревню, название которой на листочке постирала жена вместе с рубашкой.

И вот встреча с чёрным лимузином. Эта сцена – самая страшная и сложная для меня. Это то, что называют «под дулом пистолета». Очень сложно представить, как бы я себя вёл в этой ситуации. Надо окунуться во внутреннее состояние человека в смертельной опасности. А я разленился за месяц под дождём… И подумал, что бы было, если бы не какой-то шофёр, а я встретился с лимузином. Как бы я себя вёл. Это меня и спасло… И я его сыграл.

– Что самое сложное в профессии актёра? Что бы вы посоветовали детям, которые мечтают посвятить себя театру?

– Идти в актёры можно только тогда, когда вы просто не можете не идти. Если хоть немного сомневаетесь – не ходите. Самое сложное в нашей профессии – быть востребованным столько, сколько хочется. А хочется бесконечно, всегда.

У нас была гардеробщица в Школе-студии МХАТ, которая говорила: «Я никогда не видела людей, которые так хотят работать, как артисты». А чтобы работать, надо, чтобы режиссёр тебя позвал, чтобы ты был востребован, чтобы тебе давали роли. У меня были ожидания премьер по 5 – 8 лет! Чтобы выжить в это время, надо иметь терпение. Не всем так везёт, как, скажем, Константину Райкину. Но он сам себя востребует! Он сам себе руководитель, сам себе режиссёр. Хотя, может, и он где-то в душе думает, что хотел бы больше в кино сниматься… И он очень страдал от сомнений в себе. Я это видел.

И чтобы справляться с такими переживаниями, надо так любить профессию, чтобы не представлять себя нигде, кроме как в ней. И быть готовым к любой роли, даже в массовке. Есть люди, которые в массовке играют десятилетиями и не уходят из театра. Для них выйти на сцену даже в маленькой роли – ничем не заменимый кайф. А вот если ты этот кайф не получаешь, надо уходить из профессии.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Своих не бросаем

Участники СВО поблагодарили нижегородцев за письма поддержки :: Мемориал «Галерея Героев» открылся в Княгининском университете :: В Нижнем Новгороде прошел митинг-концерт в поддержку российских военных :: Олег Лавричев и Татьяна Скоробогатова встретились с мобилизованными нижегородцами в Курской области :: Десять пар шерстяных носков для мобилизованных связал житель Первомайского дома-интерната :: 150 аптечек и продукты собрали в Автозаводском районе для мобилизованных :: Из Нижегородской области в зону СВО отправили уникальный бункер для бойцов :: Семьи из Донбасса побывали на концерте Камерного оркестра Игоря Лермана в Нижнем Новгороде :: Гастроли донецких театров стартовали в Нижегородской области :: Военнослужащий из Дзержинска спас боевых товарищей под обстрелом около Лимана :: 32 машины с гуманитарным грузом отправили нижегородские активисты Народного фронта в помощь военным :: Нижегородки шьют и вяжут для мобилизованных :: Жители Выксы шьют сумки-аптечки для участников спецоперации :: Девять нижегородских семей усыновили 24 ребенка с Донбасса :: С помощью вовремя доставленного дефибриллятора из Нижнего Новгорода в Донецке спасли жизнь человеку :: В Госдуме предложили сделать бесплатным проезд на поездах для школьников из новых регионов :: Семью Ливадоновых с 15 детьми, принявшую подростков из Донбасса, пригласили в кулинарный театр :: Новая партия гуманитарной помощи из Дзержинска отправилась в зону спецоперации :: 10 тысяч писем и рисунков от нижегородских детей отправлено российским военным на Донбасс :: Нижегородская область помогла Харцызску подготовиться к холодам :: Переселенцы с Донбасса проголосовали на референдуме о вхождении в состав России :: Многодетная нижегородка приняла в семью пятерых детей-сирот из ДНР :: Александр Вайнберг помог организовать отдых детей из ДНР в лагере в Нижегородской области :: Нижегородская область получит 73,9 млн рублей для размещения вынужденных переселенцев из ЛДНР :: Россия отправит 70 мусоровозов и более 6000 контейнеров для отходов в ДНР ::