Игорь Магазинник: «Идея создания Viber приходила постепенно»
В это трудно поверить, но создатель всемирно известного мессенджера Viber – нижегородец. Игорь Магазинник родился в Горьком, здесь же увлекся программированием, а позже в компании единомышленников придумал один из самых популярных мессенджеров современности.
Нам удалось связаться с Игорем и расспросить его о нижегородском детстве, о создании Viber и о том, сможет ли виртуальное общение в конце концов заменить реальное.
«С этим городом связано всё детство»
- Игорь, как долго вы жили в Нижнем Новгороде и какие у вас остались впечатления от нашего города?
- Я родился в Нижнем Новгороде и до 16 лет жил в Канавинском районе. С этим городом связано всё мое детство, и трудно найти какие-то конкретные яркие впечатления.
- А почему переехали в Израиль?
- В конце 80‑х стал возможен выезд евреев из СССР. Моя семья уехала в1991 году, незадолго до распада Советского Союза. Уезжали наверное потому что верили в перспективы лучшей жизни в Израиле.
- И как, эти ожидания оправдались? Тяжело ли было привыкать к новой стране?
- Я приехал в 16 лет и пошел доучиваться в школе. Это дало чуть больше времени привыкнуть, потом 3 года армии, тоже очень помогает привыкать.
- На кого вы учились в Израиле и откуда такая любовь к IT-сфере?
- У меня степень бакалавра по Computer Science и степень магистра в бизнес-администрировании (MBA).
В Нижнем Новгороде в конце 90‑х начали появляться компьютерные кооперативы, компьютерные классы. Мне это было интересно, сначала как возможность поиграться, а потом появилось желание изучить это поглубже.
Уже в Израиле в школе я начал более активно заниматься программированием, и потом, после армии пошел изучать это в университете. Правда, еще до армии я успел немного поработать программистом, и продолжал делать это на протяжении учебы в университете. Как раз когда я учился в университете, мы начали делать свой первый стартап — iMesh, из которого собственно (через 10 лет) родился и Viber.
«Лучшего названия придумать не смогли»
- А как всё-таки пришла идея создания вашего мессенджера? Какие подобные сервисы уже существовали на тот момент?
- Идея создания Viber приходила постепенно. Сначала нам захотелось сделать мобильное приложение, так как на тот момент мы занимались в основном приложениями для компьютеров. Параллельно с этим мы часто испытывали трудности с международной связью, а Skype был мягко говоря далек от идеала. И вот из всего этого в 2010 году возникла идея сделать приложение для бесплатных звонков. С самого начала мы хотели делать и звонки и сообщения, но возможность посылки сообщений появилась чуть позже. К тому времени уже существовал Whatsapp, в котором в отличие от Viber голосовые звонки появились только в 2015.
- Чем Viber принципиально отличается от аналогов?
- Сейчас уже мало чем, у всех мессенджеров очень похожий список возможностей, с некоторыми отличиями. Мне кажется основное отличие Viber сейчас состоит в том, что это самый крупный международный мессенджер который НЕ принадлежит Facebook или другой крупной американской компании.
- А как придумывалось название и почему остановились на Viber?
- Придумывать название для проекта всегда очень сложно. Иногда на это уходят недели горячих споров. Но в случае с Viber все было проще. Еще на стадии разработки, наш дизайнер рассказал, что несколько лет назад он купил домейн viber.com. Просто потому, что ему нравилось как это звучит. Через пару недель мы поняли, что ничего удачнее придумать не смогли и остановились на этом варианте.
- В 2014 году права на Viber выкупила японская электронная компания Rakuten. Почему вы решили продать такой перспективный проект, ведь мессенджеры стремительно набирали популярность?
- Продажа Viber случилась достаточно неожиданно. Мы искали крупного инвестора, который поможет нам развивать компанию, так как на тот момент компания финансировалась за счет наших предыдущих прибыльных проектов. При этом продукт развивался хорошо и аудитория росла. Когда мы начали переговоры о инвестиции с японской компанией Rakuten, буквально за несколько дней из переговоров по инвестиции мы перешли к переговорам по продаже компании. Нас и наших вкладчиков устраивали условия сделки, и Viber стал японским.
«Настоящее человеческое общение очень важно»
- Сейчас уже можно сказать, что мессенджеры и социальные сети произвели революцию в человеческом общении. Мы переписываемся, шлем друг другу фотографии, бесплатно созваниваемся, а благодаря видеосвязи можем видеть друг друга на расстоянии. Как вы считаете, это предел? Или недалек тот день, когда мы сможем, прикасаться друг к другу или чувствовать запахи посредством виртуального общения?
- Пока наше виртуальное общение не идет в сторону приближения к общению реальному, а наоборот, приобретает другие формы. Если в обычном общении мы всегда используем голос, то в интернете гораздо чаще используется текст, а так же какие-то новые формы, которые в реальном общении недоступны – эмотиконы, стикеры, фотографии. Мне кажется, таких форм будет добавляться всё больше, а вот чтобы понюхать собеседника, лучше все же встретиться в реальной жизни.
- А ведь многие социологи бьют тревогу, что как раз из-за соцсетей и мессенджеров мы стали всё реже встречаться в реальности. Может ли, на ваш взгляд, виртуальное общение полностью заменить реальное?
- На мой взгляд, не может и не должно. Виртуальное общение очень сильно помогает нам заводить новые связи, быть в постоянном контакте и просто иногда сильно экономит время. Но настоящее человеческое общение (и совместное времяпровождение) очень важно, помогает нам чувствовать себя частью чего-то большего, компании, коллектива, группы единомышленников. Нужно думать о том, как виртуальное общение помогает создавать эти связи, а не искать им замену.
«Надеюсь, у меня еще будут проекты с нижегородскими компаниями»
- Над каким проектом вы работаете сейчас?
- Сейчас, после продажи нашего проекта Juno компании Gett, мы немного изменили направление и подход к работе. Вместо создания компаний исключительно своими силами мы решили попробовать модель Стартап Фабрики/Инкубатора. Мы ищем идеи, проекты и людей, которые нам интересны и активно помогаем запускать и развивать компании. Идеи могут быть как наши, так и приходить со стороны. Главные критерии для нас следующие: это должна быть идея, которая делает наш мир лучше (то что сейчас принято называть impact companies), и это должно быть что-то с большим потенциалом роста.
Идея работать таким образом появилась в 2018 году, и мы запустили инкубатор PentaLab, а уже в январе 2019-го начала работать первая компания нашего инкубатора – H2Pro (h2pro.co). Эта компания занимается разработкой экологически чистых методов производства водорода.
- А в Нижний Новгород приехать не планируете? Каких изменений ждете в своем родном городе?
- Очень хотелось бы видеть, как город будет становиться лучше, благоустроеннее, зеленее. В прошлом у меня уже были бизнес-проекты с нижегородскими компаниями и надеюсь, это еще произойдет.