Максим Бурганов: «Многие думают, что франшиза – это волшебная палочка»
Как разработать франшизу и заработать на своей бизнес-модели? Предприниматели уже учатся этому на «Фабрике готового бизнеса» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Новички в бизнесе в рамках этой же программы, наоборот, рассчитывают приобрести франшизу для успешного старта. О подводных камнях франчайзинга и о пути к успешному бизнесу мы поговорили с председателем совета директоров компании «Автосуши и Автопицца» Максимом Бургановым. В прошлом году компания принимала участие в проекте «Фабрика готового бизнеса» в качестве франчайзера.
Бизнес в масштабе
– Компании «Автосуши и Автопицца» уже более 10 лет, и за это время из нижегородского стартапа она превратилась в проект российского масштаба. Думали ли вы 10 лет назад, что будет такой успех? Как пришла идея открыть «Автосуши», ведь именно с них всё началось?
– В 2009 году один из моих партнёров по бизнесу предложил идею запуска кафе с доставкой японской кухни, так как у его знакомого был аналогичный бизнес в Казани, и он был достаточно успешен. Инвестиций потребовалось немного, потому как на тот момент, как нам казалось, был очень лёгкий и недорогой вход в такой бизнес. Но учитывая мой опыт построения сети в «Связном», мы открылись с гораздо большим количеством денег, так как многое сделали «по уму».
Тем не менее всё равно это было маленькое кафе, которое по сути открыли «на коленке». На тот момент о сети мы не думали вообще, так как не представляли, с каким диким спросом столкнёмся. Целью было не открытие сети, а закрытие потребности клиента. И каждая следующая точка открывалась с одной целью – сохранить сервис и не доставлять по 2 – 3 часа.
– Что стало главной вашей фишкой, отличавшей «Автосуши» от конкурентов?
– Долго изучая отзывы о разных компаниях, доставлявших еду, мы пришли к выводу, что на рынке «очень дорого и очень мало». Ничего умнее не придумали, чем запуститься с нашей тогда главной фишкой – «порции большие, цены маленькие».
– «Автосуши и Автопицца» сегодня – это не только крупная сеть, но и франчайзер. Когда и как пришли к тому, чтобы продавать свою франшизу? Сколько кафе сейчас работает именно по франшизе?
– За первой франшизой к нам обратились уже через четыре месяца. На тот момент мы не то чтобы думали рекламироваться как франчайзер, мы даже слова такого не знали. И вот спустя полгода после появления первой точки мы открыли первое кафе по франшизе в Ульяновске. И старт оказался очень успешным! А спустя ещё полгода кафе по франшизе открылось в городе Иваново. На сегодняшний день почти вся сеть работает по франчайзингу, и, на наш взгляд, это лучший способ быстро масштабировать бизнес. Мы достаточно хорошо понимаем в этом бизнесе всё, к чему там можно прикоснуться. И с удовольствием делимся этим опытом с молодыми предпринимателями.
Обратная связь – основа успеха
– На первый взгляд франшиза – это просто. Заплатил деньги и получил готовый рабочий бизнес. Неужели всё действительно так?
– Многие думают, что франшиза – это волшебная палочка. Заплатил, повесил вывеску, тебе всё рассказали – и вперёд. Это большое заблуждение, так как результат на 80% зависит от того, кто и как управляет заведением. Одного раскрученного бренда мало. Нужно быть предпринимателем и болеть каждый день этим делом. Думать и поступать нестандартно, переживать за каждого клиента и за каждого сотрудника.
Хорошо, что в рамках проекта «Фабрика готового бизнеса» начинающие предприниматели могут разобраться во всех нюансах ведения бизнеса по франшизе под руководством опытных экспертов. Наш опыт показывает, что это очень важный момент для стартапа.
– Продавая франшизу, вы не переживаете о том, что покупатели подпортят репутацию всему бренду?
– Безусловно, франшиза – это риски, в том числе риски репутационные. У нас в портфеле было достаточно партнёров, которые портили нам репутацию, и приходилось часто или брать в управление бизнес, или искать новых партнёров на этот город. В компании работает 16 различных департаментов, которые отслеживают работу партнёров, проводятся регулярные проверки и непрерывно обучаются люди. На контроле всё, начиная от продуктов, которые мы поставляем, и заканчивая каждой жалобой, поступающей от клиентов. У нас даже есть специальный отдел, который занимается только разбором жалоб и предложений от клиентов. Обратная связь – это наша религия и философия. Это основа успеха нашего бренда.
– Для многих предпринимателей этот год стал настоящим испытанием. Как ваш бизнес справился с последствиями пандемии коронавируса?
– В период пандемии первый месяц была настоящая депрессия у всех – и у сотрудников, и у партнёров, и у контрагентов. Мы потратили много дней и ночей, чтобы перестроиться и начать работать в новой реальности. Было принято много нестандартных решений, которые позволили адаптироваться к ситуации. Мы не уволили ни одного сотрудника, наши франчайзи получили субсидии и кредиты от государства, которые тоже очень помогли. В целом, я считаю, мы справились. У нас нет долгов, мы приросли в выручке, правда, маржинальность бизнеса упала, так как доставка – процесс недешёвый. В целом, думаю, что мы готовы и ко второй, и к третьей волне. Главное – чтобы экономика устояла и у людей не закончились деньги.
«Фабрика готового бизнеса» – это образовательная программа, в которой смогут принять участие как действующие предприниматели, так и те нижегородцы, которые только планируют открыть своё дело. Обучение бесплатное и проходит в цифровом формате. Участники прослушают видеолекции и выполнят ряд практических заданий, чтобы повысить эффективность своих бизнес-проектов.
В этом году работает два направления образовательной программы «Фабрика готового бизнеса». Первый курс рассчитан на тех, кто только планирует открыть своё дело. Он поможет получить знания о разработке бизнес-модели и выводе стартапа на стадию окупаемости. Второй курс создан для уже действующих предпринимателей, которые хотят расширить производство, отточить управленческие навыки, узнать об опыте развития, продвижения и масштабирования бизнеса.
По итогам обучения 10 лучших участников курса франчайзеров получат сертификаты на услугу по упаковке готовой бизнес-модели во франшизу. Лучшие выпускники направления франчайзи, воспользовавшись мерами государственной поддержки, смогут приобрести франшизы. Они также смогут воспользоваться маркетинговыми исследованиями, которые предварительно минпром проведёт в 10 районах области, чтобы выявить свободные инвестиционные ниши.