Павел Отдельнов: «В руинах заводских цехов я вижу истории людей»
Тысячи квадратных метров пустынных, заброшенных цехов. Сотни людей, посвятивших всю свою жизнь заводам, ставших теперь уже легендой, воспоминания о которых, остались лишь на фотографиях и на обрывках газет.
Дзержинск – город почти с вековой историей. Город промзон, город заводов, город забытых надежд.
Каждый, кто видит пустующий цех, где когда-то кипела жизнь, испытывает легкую грусть. Практически каждый, но не он.
Павел Отдельнов, художник родом из Дзержинска, увидел в заброшенных промышленных цехах особую эстетику и вдохнул в них новую жизнь. Павел показал то, что скрыто от глаз простых обывателей, он рассказал историю и заглянул немного в будущее.
Недавно художник обнаружил цех под слоем слегка потрескавшегося льда. Фото мгновенно разлетелись по сети, зрители восторженно обсуждали удивительные работы, где сама природа создала шедевр из безжизненного, ржавого металла.
Как оказалось, это не первый художественный проект Павла Отдельнова, связанный с промзонами, производством и Дзержинском…
- Вы родились в Дзержинске. Этот город занимает особое место в вашем творчестве. В нём много заброшенных промышленных объектов, в них есть какая-то особая эстетика. Какую цель вы преследуете, используя в качестве объекта заброшенные цеха в своем творчестве? Призвать власти и общественность к решению проблемы модернизации производства, экологических проблем? Или вам просто хочется показать, что в пустующих заводах есть какая-то своя жизнь?
- В руинах заводских цехов я вижу не просто разрушенные здания, а истории людей, которые когда-то строили заводы и трудились на них. Мой папа почти сорок лет проработал на заводе, и я попросил его написать несколько самых запомнившихся историй. Из его рассказов получилась книга «Без противогаза не входить». Главы из этой книги я размещаю рядом с моими живописными руинами. Это те голоса, которые звучали в цехах, те истории, которые здесь происходили. И да, мне грустно видеть, что создававшееся с таким трудом просто брошено и забыто. К сожалению, это характерно не только для Дзержинска, но и для всего постсоветского пространства.
- Самая известная ваша выставка — «Белое море. Черная дыра». Она была номинирована на премию Кандинского в 2017 году и на премию Сергея Курехина в 2016 году. Это очень сильная масштабная работа с яркой социальной направленностью. Как родилась её идея?
- Этот проект связан с семейной историей. Три поколения моих предков работали на секретных химических заводах. И когда лет шесть назад, я в очередной раз приехал к родителям, папа сделал мне разовый пропуск на завод, где работал много лет. Мы не нашли даже руин одного из его цехов. От посёлка, где родился отец, не осталось почти ничего. Я подумал, что прошлое исчезает, не остаётся почти ничего и тогда я захотел сохранить воспоминания. Я стал чаще приезжать и просто ходил по промзоне. Где-то получалось договориться и получить пропуск, иногда перелезал через заборы. И постепенно стали появляться первые работы, связанные с этим местом.
Павел Отдельнов: «На территории дзержинской промзоны есть несколько шламоотстойников, в которые заводы много лет сбрасывали часть жидких отходов химического производства. Самые известные — «Белое море» и «Черная дыра».
Первое поражает своими размерами — это озеро прямоугольной формы площадью квадратный километр. Второе занесено в Книгу рекордов Гиннеса, как самое грязное место на планете. Шламоотстойники — хранилища исторической памяти, которым удалось остаться незаметными для идеологической машины и ускользнуть от мифологизации. Шламоотстойники и могильники — свалки истории, которые остаются, когда демонтирован миф и память о прошлом стала бабушкиной сказкой. Это тот нерастворимый остаток памяти, который содержит в себе ужас реальности»
- «Белое море» и «Черная дыра» — очень «знаковые» вещи для жителей Дзержинска. В первую очередь из-за их опасности, вреда, который они наносят экологии. Кроме того, уже много лет, даже при помощи властей, город не может от них избавиться. Волновало ли вас это, когда работали над этой выставкой?
- Конечно, это не может не волновать. Кроме этих двух известных шламонакопителей есть довольно много других, о которых не говорят. И есть новая проблема: отсутствие инфраструктуры для переработки токсичных отходов. Если раньше рядом с каждым крупным заводом были отстойники с изолированным дном и хотя бы каким-то контролем, то сегодня всё чаще появляются сообщения о нелегальных свалках таких отходов. И это ещё более острая проблема: количество таких свалок продолжает расти. Я уже не говорю про обилие свалок бытового и строительного мусора, которые можно найти почти везде.
- В своем творчестве вы используете разные инструменты, экспериментируете с жанрами. Фотография, живопись, видеоинсталляции. Что вам ближе и интереснее?
- Я совмещаю разные техники, жанры и медиа. У каждого есть свои неоспоримые преимущества и возможности. Мне хочется предложить зрителю выстроить свою собственную картину. Я предлагаю ему стать соучастником. То, что я делаю, не включает в себя единственно правильную интерпретацию.
- На ваш взгляд, современный художник должен быть коммерсантом? Или продвижением работы лучше заниматься арт-менеджерам, пиарщикам, галеристам?
- Современный художник может быть вообще кем угодно. Известны случаи очень успешного самопродюсирования. Причём не только в современном искусстве. Этим прославился, например, Рубенс, создавший целый цех по созданию произведений под собственным брендом. Но чаще художник и коммерция — вещи трудно совместимые. Поэтому лучше, когда этим занимаются профессионалы. Другая проблема, что и профессионалы не всегда справляются со своими задачами. И художник часто вынужден заниматься этой частью работы самостоятельно.
- Вы вошли в ТОП-100 признанных авторов по версии «InArt» (аналитический ресурс, посвященный современному искусству). Ваши работы неоднократно попадали в шорт-листы престижных премий. Как вы считаете, регалии и награды помогают в работе или, наоборот, отвлекают от истинного творчества, накладывают определенные обязательства и ответственность?
- Я думаю, что это никак прямо не влияет на сам рабочий процесс. Возможно, косвенно это требует более интенсивной работы: чаще приглашают участвовать в интересных выставках. А ответственность у художника есть только перед самим собой и своим «внутренним зрителем», для которого он работает.
- Скажите, пожалуйста, какой проект ваш самый любимый?
- Любимый — каждый новый проект. Наверное, больше любишь то, во что вложил больше сил. Поэтому на данный момент это, конечно, «Промзона» — выставка-исследование, которая рассказывает о комплексе химических заводов в моем родном городе Дзержинске. Четыре года упорной работы, восемь промежуточных выставок, ежедневная работа в мастерской, вылазки на натуру, съёмки, монтаж, переписка… Я исследовал территории заводов, архивы, газеты того времени, собирал истории людей, работавших на химическом производстве. У меня ещё никогда не было такого глубокого погружения в материал. С помощью этого проекта я предлагаю взглянуть на ушедшую эпоху в её историческом и персональном измерении.
- Как у вас зародилась идея начать столь масштабный проект?
- Двенадцать лет назад мы с другом Егором Плотниковым ездили на металлургические заводы Западной Сибири, собирали материал и потом работали каждый над своей серией картин. Это было сделано как рефлексия на тему поездок советских художников на социалистические стройки. Тогда я был очень впечатлен масштабом и красотой производств. Многих мест, которые мы посетили, уже нет. Спустя несколько лет я подумал, что у меня есть своя промзона, с которой связана история моей семьи. И решил, что могу рассказать её историю.
- Воплотить такой проект в жизнь, наверное, было очень не просто. Какие трудности у вас возникали в процессе работы?
- В первую очередь, это недостаток информации и поиск источников. К сожалению, заводские музеи в моей промзоне исчезли. Второй проблемой был доступ на территорию и охрана. Мне приходилось бегать и прятаться от охранников с собаками. И, в‑третьих, конечно, необъятность этих территорий. Мне кажется, можно изучать эту промзону и её историю всю жизнь.
- Сейчас вы признанный художник, у вас множество проектов, некоторые из них номинированы на престижные премии. А с чего начался ваш путь к искусству? Как вы поняли, что хотите заниматься творчеством?
- Был в моем детстве момент, когда я хотел стать астрономом. Но потом понял, что это совсем не про визуальное, а чистая математика. А вот художником ощущал себя с самого детства, еще с той поры, когда это значило просто «любить рисовать». Никем другим себя и не видел, хотя все мои родственники были совсем далеки от искусства.
- А родители поддержали вас в стремлении стать художником? Ведь многие сейчас считают, что рисование и искусство — это не серьезно, не может быть профессией…
- Родители, конечно, переживали, что я делаю такой непрактичный выбор. Но скоро поняли, что я настроен серьёзно и отступились. Они поддержали меня, за что я им очень благодарен.
- Вы родом из довольно маленького города. А сейчас живете в Москве. Почему решили переехать? Неужели, у тех, кто хочет заниматься искусством в небольших городах и поселках нет шанса стать известным?
- Я живу в Москве уже двадцать лет. История моего переезда до банального проста: поступил в столичный ВУЗ, потом решил остаться. Да, для художника очень важна среда, общение, возможность видеть выставки. В этом бесспорное преимущество мегаполиса. Я люблю приезжать в Нижний Новгород и Дзержинск. И вполне осознаю, что моего проекта «Промзона» скорее всего бы не было, если бы я никуда не уехал. Просто в силу того, что для этого необходима дистанция, ведь большее видится на расстоянии.