Светлана Митина: «Добиваться от ребёнка хорошей учёбы – это основная ошибка»

Газета "Новое дело"
Светлана Митина: «Добиваться от ребёнка хорошей учёбы – это основная ошибка»
Фото: Александр Воложанин
Вырастить отличника мечтают многие родители

На носу 1 сентября. Большинство родителей озабочены тем, чтобы их дети получали хорошие оценки и стали предметом их гордости. Накануне нового учебного года мы поговорили с педагогом и детским психологом Светланой Митиной, которая уже много лет занимается с детьми, и расспросили её о том, как же добиться хорошей успеваемости у ребёнка и стоит ли вообще к ней стремиться?

 

Всё отлично

 

– Светлана, что в первую очередь нужно делать родителям, чтобы добиться от ребёнка хороших оценок?

– Мне кажется, что добиваться от ребёнка хорошей учёбы – это основная ошибка, в которую входят все остальные ошибки. Добиваться от ребёнка ничего не нужно. Если он может что-то делать, он это будет делать сам. Если он что-то не делает, то по каким-то причинам он это делать не может.

Когда учёба началась, уже поздно чесаться. Подготовка ребёнка к школе начинается в тот момент, как ребёнок выходит из маминых родовых путей. Подготовка к школе – это не прописи. Прописи – это совсем другое, это вообще чушь и этому можно научиться в любой момент. Подготовка к школе – это в первую очередь отстроенная телесная база, когда ребёнок готов физически. Важно, чтобы ребёнок чувствовал своё тело для того, чтобы он умел писать. Важен развитый глазомер, развитая координация рук, развитый слух, произвольное внимание.

Это всё развивается в первые годы жизни, и ошибка родителей в том, что они не знают этих законов и ждут какого-то возраста. Вот мы начинаем готовить к школе в шесть лет, и подготовка заключается в том, чтобы посадить ребёнка за парту и попытаться его выдрессировать, научив читать, писать и так далее.

Фишка заключается в том, что если ребёнок созрел умственно и физически, то его не надо учить в прямом понимании этого слова. Он очень легко берёт и буквы, и счёт, и письмо. Это происходит для него само собой, в совершенно естественном режиме. Если ребёнка нужно натаскивать, то у него явно проблемы, и у тех, кто его натаскивает, тоже.

 

– Но всё равно нужно ведь требовать от ребёнка, чтобы он учился на 4 и 5?

– Хорошие оценки важны, в основном, если хочется воспитать невротика и человека очень узкого склада мышления. Оценка в цифрах никогда не является объективной и никак вообще не характеризует качество того, что человек усвоил. Это, по-моему, невероятно устаревшая и глупая история.

Второй важный момент оценок – их всегда выставляет учитель. Учитель – это всегда человек, а человек – это всегда субъективность. Отсутствуют чёткие критерии оценивания в каждом конкретном случае. Смысла в пятёрках нет. Оценка – это ситуация, когда невозможно подобрать индивидуальный подход, то есть ты не можешь очень хорошо знать своего ученика, не можешь смотреть вглубь, понимать его мотивы. Чтобы хоть как-то его характеризовать, ты ставишь цифирку. В разных ситуациях человек проявляет себя по-разному, и оценить каждого в одинаковых рамках сложно. Но сейчас постепенно появляются какие-то новые альтернативы такому оцениванию.

Не бойся, я с тобой

 

– В какой степени родители должны принимать участие в учёбе детей?

– Это всегда зависит от ребёнка. Есть дети, которым не нужна помощь родителей, которые могут справляться с тем, что происходит в школе. Есть дети, которым нужна поддержка, но она должна быть дозированна. Это всегда очень индивидуально.

И помощь в учёбе может быть очень разной. Вот для кого-то из детей нужна просто моральная поддержка, регулярные объятия. Кому-то важно что-то объяснять периодически, а с кем-то нужно реально сидеть и контролировать.

 

– Но какие-то способы мотивации к хорошей учёбе существуют?

– Задача родителей в детстве, начиная где-то с года и заканчивая пятью годами, не убить в ребёнке познавательную активность. Дать ему возможность проживать опыт, в первую очередь сенсорный, чтобы он был готов к учёбе физически. Всё, что родители могут сделать, – грамотно выбирать учителей для дошкольных занятий, наблюдать за окружением ребёнка и формировать здоровую привязанность внутри семьи. Потом родители теряют свой авторитет, это может рассказать вам любой психолог. Есть несколько моментов, когда в жизни ребёнка меняются значимые фигуры.

В дошкольном возрасте это, безусловно, его семья, близкие люди, те, кто его воспитывает и растит. Дальше постепенно вытесняются родители в плане авторитетности и выходит на первое место какой-то другой значимый взрослый – классный воспитатель, например.

К подростковому возрасту, годам к десяти, это место надёжно занимают сверстники. Начинается сепарация, и родитель никак не может мотивировать, потому что слово его недорого стоит.

Поэтому важно качественно прожить детство, начиная с самих себя. Учёба – это интерес, это гибкость мышления, это физическая готовность, и вот это родители могут ребёнку дать, но до школы. А уже непосредственно заинтересовать предметом и сделать предмет интересным – задача учителя целиком и полностью.

 

– Что же, от родителей совсем ничего не зависит?

– Родители могут в школьном возрасте сделать ещё одну простую вещь – обеспечить ребёнку адекватный отдых. Не загоняться, не умирать, не набирать пятнадцать кружков, не гнаться за успехом, не понимая, чего на самом деле хочет ребёнок. Родители могут помочь и по-другому – максимально отстав от ребёнка, дав ему личное пространство, уважение.

 

– Является ли хорошая учёба залогом успешности?

– Если говорить об учёбе как о ситуации, в которой человек в первую очередь приобретает знания, то в какой-то степени учёба влияет на успех. Потому что невозможно состояться профессионально, если ты совсем ничего не знаешь и не умеешь.

Но в основе успешной учёбы лежит работа с информацией, а не заучивание сухих фактов. Сейчас в школах и университетах часто происходит не узнавание нового, а тупо зубрёжка. Почти нигде не учат гибко и творчески мыслить, сопоставлять информацию, выделять главное. А ведь именно в этом заключается успех. Потому что важно не просто знать, а важно грамотно применять. Это один из очевидных компонентов, которые и влияют на успешность.

Другой компонент – умение взаимодействовать не только с людьми, но и с самим собой, то есть понимать свой собственный ресурс, понимать свои сильные и слабые стороны и понимать, как можно на них сыграть.

Невозможно стать успешным человеком без понимания, чего я хочу, как я хочу, что для меня хорошо. Но этому не учат вообще нигде.

Что думают по этому поводу?

Лариса Тюлина, учительница географии в 25-й гимназии:

– Давить на детей ради хороших оценок ни в коем случае нельзя. Разумеется, всем родителям и родственникам хочется, чтобы ребёнок учился хорошо, но отметки не должны быть самоцелью. Главное, чтобы человек вырос достойным членом общества, а не просто ушёл из школы с отличным аттестатом.

– Ребёнок может учиться хорошо и без помощи родителей, тогда и их участие будет минимальным.вает Лариса. – У ребёнка могут быть затруднения (не понял тему), тогда здорово, если родители могут помочь, объяснить, возможно, репетитора нанять.

Учёба – это труд. Достаточно тяжёлый интеллектуальный труд, это преодоление себя и своей лени, которая в каждом из нас есть с рождения. Поэтому и мотивация, наверное, должна лежать в этой плоскости. Нравится – не нравится, ты должен решить, выучить, написать. Так как это твоя обязанность, это твой долг перед семьёй, это вложения в твоё будущее.

Мне и как маме, и как учителю всегда было важно, чтобы ученикам было комфортно на уроках, интересно открывать новые знания, чтоб они были психически и физически здоровы. А напишут они контрольную на 5 или на 3 – дело десятое. Не в отметках счастье.

В любом случае учёба не является залогом успешности, а лишь может послужить трамплином для того, чтобы выбрать жизненную дорогу.

Ранее сайт pravda-nn.ru сообщал, что 1 сентября в школах Нижегородской области откроется 121 центр «Точка роста».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки