Вадим Пономарёв: «Новые звёзды уже побили старых по финансам»

Газета "Новое дело"
Вадим Пономарёв: «Новые звёзды уже побили старых по финансам»
Моргенштерн теснит короля эстрады

Накануне новогодних праздников народ в очередной раз принимается обсуждать засилье одних и тех же звёзд в праздничных телепрограммах. И хотя новые лица уже начали появляться на телеэкранах, их всё равно пока значительно меньше.

Почему до сих пор не появилось звёзд уровня Аллы Пугачёвой, но зато продолжает держаться на плаву Ольга Бузова? Что представляет из себя сегодняшняя эстрада и чем она лучше вчерашней?

Об этом и многом другом мы поговорили с известным музыкальным критиком Вадимом Пономарёвым.

 

В архиве времён

– В последние годы много говорилось о засилье на эстраде одних и тех же музыкантов, многие из которых были популярны ещё во времена перестройки. Насколько сегодня изменилась ситуация? Появилась ли та «молодая и дерзкая» поросль, которая готова смести проверенных годами кумиров?

– Да, тех кумиров уже смело, как пыль, просто не все ещё это заметили. Особенно выпукло всё стало при коронавирусе – пока «старые» артисты молчат, ничего не выпускают или уныло жалуются на безденежье, молодые звёзды выстреливают альбомами и клипами, снимаются в рекламе, играют в шоу на Ютьюбе, дают тонны онлайн-концертов… Жизнь кипит! И не только в творческом плане – новые звёзды уже побили старых по финансам, что недавно казалось немыслимым. Кто-то зарабатывает больше Киркорова? Да уже десятки артистов зарабатывают больше.

Я вижу чудовищный ступор у именитых артистов. Когда не стало концертов, им стало нечего сказать! А если выпускают что-то, то лучше бы этого не выпускать. И ладно бы пожилые, но ведь поколение Лазарева и Билана это тоже сразило не хуже коронавируса. Ходят бледные и понурые, поют что-то жухлое в духе «Ласкового мая» – выглядят импотентами. На контрасте с блистающей и фонтанирующей идеями молодёжью они уже всё проиграли. Хотя будут ещё годами петь, что им ещё делать? Народ по привычке ещё ставит их по опросам в «лучшие артисты», им ещё вручают «Золотые граммофоны», но битва уже вдрызг проиграна. Они в пыльном архиве времён.

Молодые просто интереснее, креативнее, живее. И ироничнее, кстати.

 

– Кто из них на ваш взгляд наиболее интересен и почему?

– Я сейчас слушаю новых артистов примерно в пропорции 80:20 к «старым». Многие молодые артисты интересны по-своему. Удивительно, но есть отличные лирические баллады! Скажем, Rauf & Faik (братья Мирзаевы) или дуэт Miyagi & Andy Panda. Ведь почти забытый жанр. А они делают проникновенные вещи, которыми нужно просто проникнуться, невзирая на суровые и порой непривычные интонации.

Или мелодисты. Понятно, что есть условные Матвиенко и Меладзе. А теперь еще есть не менее мелодичные Niletto и Клава Кока. Забавно, что они базируются на советском бэкграунде, и на том же Меладзе даже, — но они заново переизобретают всю эту мелодичность! В истории музыки это часто бывает — «Могучая кучка» активно использовала в симфониях и операх русские народные песни, Мирей Матье 70-х годов не было бы без Эдит Пиаф 40-х, а Леди Гага не было бы без итальянского диско 80-х.

А ведь еще есть бронебойные хиты. Так называют треки, которые «залипают» в памяти мгновенно, за счет узнаваемой, но слегка модифицированной мелодики и ритмики. Да, это тоже изобретение колеса, но кто ж обвинит в этом ABBA или Ace of Base? Дэнс-хиты, которые выдают Morgenshtern и его коллега Слава Марлоу, Ramil’, Cream Soda, The Limba и Andro — это то, что сейчас звучит из «каждого утюга». И очень здорово, что большинство из названных пробились в эти утюги без малейшей поддержки коррумпированных и не вызывающих доверия ТВ и радио.

Сейчас зарождается новый тренд, он будет главным в 2021 году. Соцсеть ТикТок даст нам большинство новых звезд следующего года. Почти все топовые блогеры ТикТока уже сейчас поют, и делают это не хуже Марлоу или Нилетто. Музыку им помогают делать топовые битмейкеры и музыканты, деньги на это тиктокеры уже заработали. Я уверен, что очень многих подвинут все эти поющие тиктокеры — по крайней мере, треки Дани Милохина, Дины Саевой, Карины Кросс и Мэйби Бэйби уже сейчас отчаянно хороши по-своему и свежи.

Важная оговорка. Истовых вокалистов, ну вот таких Агилер или Носковых, в этих трендах не надо ждать. Сейчас просто не их время. Сходите лучше в консерваторию, там много отличных молодых оперных певцов. А в эстраде люди ценят сейчас искренность и кач, то есть хотят получать развлечение, отвлекающее от довольно тяжелой нищей жизни, и при этом чувствовать, что это про их реальную жизнь. Никаких сюси-пуси. Отражения, вроде хвастовства миллионами денег или увлечения манга-аниме, тоже в тренде, — потому что это тоже развлечение, а ирония и инфантильность — это нам тоже свойственно, то есть воспринимается как новая искренность..

 

– Тем не менее на вручении премии «Золотой граммофон» практически всё те же знакомые лица. Скорее всего, и на новогодних праздниках будут они же. Публика плохо воспринимает всё новое?

– Знаете, Первый канал сделал же эксперимент недавно, ввёл новые лица в новогоднюю теленочь. И получил, видимо, негативный результат. Хотя даже не дал им спеть свои песни! Мне кажется, что баланс может измениться только тогда, когда сменится ещё пара поколений. Смотрите, вот вашей маме нравится София Ротару – как можно лишить её в новогоднюю ночь именно Ротару, совесть-то есть? Всё-таки Новый год – семейный праздник! И пока есть уважение к старшим членам семьи, особенно на Кавказе, – мы будем смотреть то, что искренне нравится старшим.

Я вообще не вижу в этом проблемы. Уважение к старшим – хорошо, и преемственность – неплохо. Поверьте, молодёжь за исключением этих 3-4 часов с 31 декабря на 1 января слушает всё остальное время то, что нравится. У них есть выбор, это прекрасная ситуация (недоступная их бабушкам и дедушкам, увы).

 

Своя мечта

– Чем объясняется неугасаемый свет той же Ольги Бузовой – персонаж, которого ещё вчера считалось неприличным в эфир пускать, кочует по главным телеканалам и музыкальным конкурсам страны?

– А вы заметили, что ни одной песни Бузовой давно нет ни в одном чарте? Подростки всё понимают. И даже лучше взрослых. Строго говоря, только дебютный трек «Мало половин» хоть как-то зашёл в публику, остальное сильно хуже.

Другая проблема – по возрасту Бузова не вписывается в то, куда адресует песни. Именно поэтому она хайпует на премиях около Киркорова.

 

– Ещё один спорный герой – Моргенштерн. Вы сами как-то отметили, что его образ – это величество Быдлячество, он в идиотической манере гиперболизирует деньги и всякие там «Феррари» и, стало быть, должен отторгаться. А ведь поди ж ты, какой популярностью пользуется…

– О, Моргенштерн – это невероятно интересный феномен. Моргенштерн актёрски воссоздает образ мечтаний дебилов и зарабатывает на этом.

Это как раз тот случай, когда взрослые серьёзные дядьки юмора не секут, а наивные вроде бы 14-летние – не просто смеются, но и генерируют обсмеивание обсмеянного. Когда-то Моргенштерн спросил в соцсетях, куда ему потратить лишние миллионы, и ему до сих пор шлют сообщения вроде «некуда деть миллионы, куда посоветуете раздать». Это постпостмодернизм.

Сам Алишер не слишком-то музыкально одарен, однако у него есть талант хайпить даже в полутонах, и у него есть мощный музыкант Слава Марлоу. В умно отстроенном векторе это производит ошеломляющий эффект. Например, Моргенштерн показывает кейс с пятитысячными купюрами, вводит призыв к действию «Кому дать миллион?» и сопровождает это убойным дэнсом от Марлоу, — даже если бы артист был совершенно неизвестен, это стало бы бомбой. А если у него уже миллион подписчиков? Это миллион бомб.

Меня же скорее вдохновили видео его концертов (сам я не уверен, что пойду). Там на фанерную минусовку накладывается живая жирная ритм-секция из баса и барабанов, и живой голос Моргенштерна. Беспроигрышный вариант. Кстати, я согласен с ним в интервью у Дудя, — людям сейчас не важен фактор живого звука. Куда важнее кач и искренность.

Нужна мечта, и это уже не Киркоров в перьях, а Моргенштерн, сжигающий деньги. И он вынужден это делать, и не раз. Мы в этой фазе развития (Албания, Сербия, Турция тоже через фазу сжигания денег прошли). Мы незаметно получили попсу бедных стран.

– Есть ли шанс, что хотя бы в плане попсы мы когда-нибудь дотянем до «стран богатых»? И что для этого необходимо?

– Проще всего было сказать, что тогда, когда станем «богатой страной». Но всё сложнее! Бедные страны вроде России не могут стать Америкой или даже Швецией в шоу-бизнесе, потому что пока не могут обеспечить комфортные условия для лучших творцов. Лучше всего объяснить на сравнении с классической музыкой, где наши музыканты – звёзды в лучших мировых залах и получают отличные гонорары. Так ведь наш госбюджет финансирует как зарплаты академических музыкантов, так и процесс их обучения! В поп-музыке этого нет вообще.

Без инвестиций не бывает дохода. Государство не инвестирует в поп-музыку, и ничего от неё не получает взамен. Частные инвесторы вроде «папиков» иногда инвестируют и что-то получают, но общую картину это не меняет, с учётом возрастающего перекоса в сторону госпредприятий в экономике.

Та же Швеция и остальная Скандинавия серьёзно инвестировали, например, давали компенсации музыкальным студиям и затратам на зарубежные гастроли. Франция делала свои шаги. Даже некоторые африканские страны проводили свои акции, хоть и на деньги европейских спонсоров. У нас же никогда ничего не делалось. Минкульт занят только коррупционноёмким строительством недвижимости, посмотрите-ка графы их бюджета. А кто музыкантам, живым людям поможет?

Да, мы получили вторичную попсу бедных стран. Попёрли что-то из румынской вторичной попсы, слизали с оригиналов Бейонсе и Black Eyed Peas, добавили совка из 80-х и слепили из того, что было. Мировой тренд не задаёт вообще никто. А вы уверены, что это нужно нашему слушателю? Я думаю, что нет. Оригинальность и профессионализм не востребованы, это факт. А вот развлечение и искренность – да. Иногда в самых причудливых формах. Иногда хочется разбить колонки, а потом понимаешь, что это свежий взгляд на то, о чём привык думать иначе.

 

— Один из ваших читателей удивился, что женщины, которые слушали Калинов Мост и Наутилус Помпилиус родили нежных девушек, внимающих Моргенштерну. На ваш взгляд это действительно удивительно? Или всё-таки есть какая-то закономерность.

– А я не вижу тут противоречий. Каждое поколение хочет свою музыку. Поколение «Битлз» считало манерным клоуном Элвиса Пресли, слушавшие рейвы нулевых ничего не хотели знать про диско 80-х, русский рэп возник на отрицании «Ласкового мая» и «Миража». Нормально. Сегодняшние 16-летние тоже выбирают свою музыку, она станет звуками и символами 2020 года в истории музыки, и ее надо лишь услышать.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки