Глеб Никитин: «Контроль за бизнесом должен быть «умным»

«Контроль за бизнесом должен быть «умным». Об этом глава Нижегородской области Глеб Никитин заявил по итогам публичного обсуждения с министром РФ Михаилом Абызовым работы федеральных контрольно-надзорных органов, которое состоялось в Нижегородском кремле 30 ноября.

 

По словам Михаила Абызова, система государственного контроля бизнеса недостаточно эффективна. «Ежегодно в России по контролируемым государством рискам гибнет 85 тысяч человек, — сообщил министр РФ. — Если сравнить это с лучшими мировыми практиками, то там этот уровень не превышает 45 тысяч человек. 40 тысяч человек в год – это цена, которую мы платим за неэффективность государственного контроля».

Как отметил Михаил Абызов, на федеральном, региональном и муниципальных уровнях в стране действует 220 видов контроля, многие из которых избыточны. Ежегодно в России проводится 1 млн 700 тысяч проверок бизнеса, причем только 15% из них выявляют реальные угрозы здоровью и безопасности граждан.

По словам Глеба Никитина, необходим «баланс между административными издержками для бизнеса и безопасностью граждан, контролем за качеством предоставляемых услуг, производимых продуктов».

Глава региона подчеркнул, что малый и средний бизнес вносит значительный вклад в экономику региона. «Мы не должны замучить предпринимателей проверками, а кое-где даже поставить под угрозу существование бизнеса», — заявил Глеб Никитин.

Согласно данным Росстата, оборот малого и среднего бизнеса в Нижегородской области в 2016 году превысил 1 трлн рублей. По этому показателю область вошла в десятку регионов-лидеров в России. По объему инвестиций малого и среднего бизнеса в основной капитал Нижегородская область заняла 1 место в России.

По мнению Глеба Никитина, подход к контролю и надзору за бизнесом должен быть риск-ориентированным. «Надо не гнаться за количеством проверок, а предотвращать серьезные нарушения, обращая особое внимание на потенциально опасные объекты», — отметил глава региона.

«Количество проверок бизнеса в Нижегородской области в 2018 году сократится на 14% по региональным видам контроля, а по отдельным видам — на четверть и даже более, — заявил Глеб Никитин. — В дальнейшем надо сокращать количество проверок без ущерба для качества и безопасности граждан. В этом состоит и риск-ориентированный подход, и профилактика нарушений со стороны контрольно-надзорных органов».

Справка.

Решением Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол заседания Совета от 21 декабря 2016 г. № 12) утверждена приоритетная программа по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Программа рассчитана на среднесрочную перспективу до 2024 года, предусматривается реализация программы в три этапа: 2017 год, 2018 год, 2019-2024 гг.

Орган управления реализацией приоритетной Программы — Проектный комитет.

Куратор Программы (руководитель Проектного комитета) – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации С.Э.Приходько.

Оперативное управление — Министр Российской Федерации М.А.Абызов.

Проектный офис на базе АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации».

В целях экспертизы разрабатываемых решений сформирован общественно-деловой совет и экспертная группа Программы.

Основные цели:

— повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;

— снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) административных и финансовых издержек граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, в том числе путем исключения существующих и предотвращения установления новых избыточных контрольно-надзорных функций, избыточных и устаревших обязательных требований, а также обеспечения соответствия обязательных требований достижениям науки, техники и уровню развития экономики;

— оптимизация использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора).