H
H e
S L n s
с

Горючая линия: как кстовский завод нефтепереработки перешёл от кризиса к развитию

Горючая линия: как кстовский завод нефтепереработки перешёл от кризиса к развитию

Фото: Александр Воложанин

В России существует более 30 нефтеперерабатывающих заводов.

Фотобанк
Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Развитие нефтепереработки оказало существенное влияние на всю экономику региона. В прошлом номере в рамках нашей рубрики, посвящённой 800‑летию Нижнего Новгорода, мы вспоминали драматичную историю переговоров нашей области и Татарстана о создании межрегиональной нефтяной структуры. Но в течение нескольких лет давние партнёры не смогли договориться о составе учредителей и распределении долей в уставном капитале. И тогда у нижегородского завода, находившегося на грани банкротства, появился новый стратегический партнёр – «ЛУКОЙЛ».

Инвестиции в будущее

Отношения «НОРСИ» со структурами «ЛУКОЙЛа» складывались весьма конструктивно. Вагит Алекперов отмечал, что «минимальной для рентабельности завода
«НОРСИ» загрузкой считается поставка не менее 500 тысяч тонн нефти ежемесячно. Такие объёмы стали поступать на завод только с начала этого года» («Финмаркет», 04.09.2001). Это позволило выйти из кризисного состояния, хотя оставался непогашенным долг перед федеральным бюджетом в размере 1 млрд рублей.

При этом Алекперов отмечал, что завод остаётся инвестиционно привлекательным, хотя «трудно назвать предприятие с большой задолженностью инвестиционно привлекательным». Нужен инвестор, который поверит в перспективность завода и его руководства и пойдёт на комплексную модернизацию предприятия, которое в этом случае сможет конкурировать с ведущими НПЗ страны. Очевидно, что таким инвестором может стать «ЛУКОЙЛ».

Заинтересованность «ЛУК-ОЙЛа» во взаимодействии с «НОРСИ» состоит в том, что «ресурсная база «ЛУКОЙЛа» составляет около 80 млн тонн нефти в год, а мощности трёх российских заводов позволяют переработать около 25 млн. Покупка «НОРСИ» даст возможность увеличить объёмы переработки и поддержать российский рынок нефтепродуктов» («Финмаркет», 04.09.2001).

Всё идет по плану

Этим планам суждено было сбыться: в 2010 году газета «Ведомости» описывает два крупных инвестиционных проекта «крупнейшего НПЗ «ЛУКОЙЛа» – «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза» на 2,3 млрд рублей». Эти проекты призваны повысить степень очистки нефти и глубину её переработки. Эта статья так и называется – «Бензин становится чище». Оба проекта планировалось завершить в том же 2010 году.

Рост объёмов производства и высокие цены на энергию привели к тому, что в 2014 году «ЛУКОЙЛ планирует построить собственную генерацию мощностью 200 – 300 МВт для своего крупнейшего НПЗ в Нижегородской области к 2017 году или позже» («Коммерсантъ», 27.11.2014).

В 2015‑м появилось сообщение о том, что «Нижегородский НПЗ снизит переработку на 2 млн тонн» («Правда ПФО», 26.06.2015). Позднее это сообщение получило более подробное объяснение: «ЛУКОЙЛ» прекрасно понимает, что нижегородский завод находится ближе всего к самому крупному рынку моторного топлива – московскому региону. Поэтому НПЗ должен производить максимальное количество бензина и дизеля, а не битума, кокса или мазута, востребованных в Сибири и на экспортных направлениях. Кстовский НПЗ должен делать бензин и дизель для внутреннего рынка» («Коммерсантъ», 05.06.2018).

Работа на перспективу

В связи с этим «ЛУКОЙЛ» осуществляет инвестирование в нижегородскую площадку и планирует вложить более $1 млрд до 2021 года. «Благодаря реализации проекта глубина переработки нефти вырастет с текущих 77% до 94%, а выход светлых нефтепродуктов повысится с 64% до 74% при сокращении выпуска мазута» («Коммерсантъ», 05.06.2018).
«Строительство нового комплекса переработки нефти «ЛУК-ОЙЛа» на Нижегородском НПЗ оценивается в 90 млрд рублей. Однако в условиях новых санкций США, затрагивающих нефтепереработку, есть доля вероятности, что голландско-американские и итальянские технологии будут под запретом, что может удорожить, а возможно, и остановить проект» («Нефтегаз», 23.08.2018).

Тем не менее поступательное развитие Кстовского НПЗ осуществляется без остановок, завод вписывается в стратегию развития региона и страны. В наиболее сложный период 1990‑х годов, когда переработка нефти составляла всего 4 млн тонн в год, завод был загружен примерно на 17% от плановой мощности. «Ситуация кардинально поменялась в 2003 году, когда было принято решение о вхождении завода в состав компании «ЛУКОЙЛ». Для предприятия наступил период устойчивого и поступательного развития, технического перевооружения и обновления действующих мощностей. За последние 15 лет в модернизацию и реконструкцию предприятия было вложено 117 млрд рублей, и каждый год был отмечен определёнными вехами в развитии» («Коммерсантъ», 05.09.2018).

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::