В преддверии 800-летия Нижний Новгород стал особенно популярен среди туристов. Чтобы у гостей города была возможность отправиться в путешествие по знаковым местам, редакция сайта «Нижегородская правда» составила неформальный путеводитель «Нижний в кармане». Ранее мы уже рассказывали о главных музеях, достопримечательностях, стрит-арте и памятниках, экстремальных развлечениях и способах отдохнуть в поездке с детьми. А в этот раз предлагаем познакомиться с главными заводами, формирующими облик города и прославляющими Нижний Новгород за рубежом.
Наверняка, вы уже слышали про предприятия, речь о которых пойдет в этой статье. Но именно ими наш город жил долгие годы. Их продукция пользуется спросом в Нижегородской области и на мировом рынке. И они создают особую атмосферу в разных районах Нижнего Новгорода.
«Красное Сормово»
Сормовская машинная фабрика была основана в 1849 году акционерным обществом. С первых дней существования завод был одним из главных арсеналов страны. Название «Красное Сормово» он получил в 1922 году.
Многие технические новшества и достижения отечественной промышленности неразрывно связаны с историей нижегородского предприятия: здесь появились первый в мире дизель-электроход, первая в России мартеновская печь, первые отечественные танки и суда на подводных крыльях, а также серия высокотехнологичных дноуглубительных судов проекта TSHD 1000. В настоящее время завод выпускает сухогрузные теплоходы и нефтеналивные танкеры, баржи, дноуглубительные суда.
23 февраля 1930 года на «Красном Сормове» была заложена первая дизельная подводная лодка «Комсомолец» проекта «Щука» III серии. Подлодки здесь строились вплоть до 2005 года. Также производились спасательные подводные аппараты пр.1837 «Приз» и «Бестер» и другая техника для работы под водой.
С началом Великой Отечественной войны ряд цехов завода пришлось переоборудовать в сжатые сроки. На заводе начали выпускать танки Т-34. К слову, их было изготовлено около 12 тысяч. Также перестроилась металлургия, стали выпускать артиллерийские снаряды, корпуса реактивного вооружения.
После войны завод перешел на серийный выпуск грузопассажирских судов для Волжского бассейна. Сормовичам удалось внедрить крупносекционный метод постройки речных судов с помощью установки непрерывной разливки стали. Это стало началом нового технологического процесса в металлургии.
В наши дни нередко на речных и морских путях можно встретить суда с маркой "Красное Сормово". Завод вышел в лидеры по количеству построенных судов проекта RSD59 среди отечественных судостроительных предприятий. Только в 2020 году он передал заказчикам 22 сухогруза данного проекта.
Кроме того, в прошлом году завод впервые приступил к строительству судов рыбопромыслового флота. В мае состоялась церемония закладки килей пяти краболовных судов проекта КСП01 для компаний-участниц «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума». По контракту все суда должны быть построены до ноября 2024 года.
Напомним, что в сентябре 2020 года "Красное Сормово" впервые за последние 60 лет спустило на воду четырехпалубный круизный теплоход "Мустай Карим". На сайте "Нижегородская правда" опубликован фоторепортаж исторического события.
Большое количество моделей судов и другой продукции завода, документов и исторических фотографий все желающие могут найти в музее завода, созданном в 1967 году. Ежегодно его посещают тысячи людей со всех уголков России, из ближнего и дальнего зарубежья.
С 28 сентября 2020 года музей закрыли на ремонт. Зато в режиме онлайн можно посетить сам завод в рамках проекта онлайн-экскурсий от Нижегородского туристско-информационного центра. Из этого видео зрители узнают, какие функции в разное время выполнял ремонтно-механический цех завода, и как он связан с Максимом Горьким.
Горьковский автозавод
В 1932 году открылся Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. Сейчас ГАЗ явлеятся основным предприятием большого холдинга страны "Группа ГАЗ" и объединяет два дивизиона: "Легкие коммерческие и легковые автомобили" и "Автокомпоненты". Горьковский - ведущий производитель коммерческого транспорта в России, один из крупнейших автомобильных заводов в Восточной Европе. Здесь нижегородцы выпустили 19 млн автомобилей и разработали 350 моделей. Продукция завода реализуется как в России, так и в странах СНГ и дальнего зарубежья.
Во время Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники. С 1941 по 1945 годы на заводе выпустили около 12 тысяч танков, более 9 тысяч самоходных установок, 24 тысячи минометов, 232 тысячи автомобильных моторов и 30 тысяч снарядов для ракетной установки «Катюша». За вклад в Победу нижегородский автозавод получил ордена Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.
Сейчас здесь выпускаются легковушки, грузовики, внедорожники, маршрутки и микроавтобусы. Кроме того, ГАЗ участвует в реализации национального проекта «Здравоохранение», поставляя автомобили скорой помощи. На них приходится около 80% парка медицинских автомобилей страны. Напомним, что с 2020 года завод начал готовиться к серийному производству электромобилей GAZelle e-NN.
Все желающие могут записаться на экскурсию по Музею истории Горьковского автозавода и самому предприятию. Для безопасности и погружения в атмосферу гостям выдают спецодежду и защитные очки, аудиоаппаратуру для коммуникации с экскурсоводом во время посещения производственных площадок.
Судостроительный завод «Волга»
Судостроительный завод "Волга" занимается строительством высокоскоростных судов различного назначения: пассажирских, грузовых, спасательных, патрульных, а также катеров для отдыха.
В 1955 году для воплощения в жизнь новых проектов скоростных судов, отработки технологии постройки и проведения натурных испытаний возникла опытная производственная база. А в 1970 году создали и опытный завод "Волга" при Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях. Здесь были освоены уникальные технологии постройки экранопланов, судов на подводных крыльях и на воздушной каверне.
Завод известен за счет ударного экраноплана-ракетоносца "Лунь", экранопланов "Орленок" и "Стриж", а также скоростных судов "Серна", "Сокжой", серии пассажирских судов на подводных крыльях "Катран", "Ласточка-М" и "Дельфин". На "Волге" предусмотрено строительство морского СПК нового проекта Комета-130М, изготовление и ремонт крыльевых устройств и концевых кронштейнов судов "Колхида", "Комета", "Ласточка".
В цеху "Волги" находится экраноплан "Спасатель". По проекту 903, на его борту должны были размещаться спасательные средства и госпиталь на 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Однако судно успели изготовить только на 75%, когда работы остановили из-за недостатка финансирования.
Проектированием экранопланов, которые за рубежом окрестили "Каспийскими монстрами", в Нижнем Новгороде теперь занимается центральное конструкторское бюро им. Ростислава Алексеева. Оно уже выпустило инновационное судно на подводных крыльях "Валдай 45Р". На нем нижегородцы и гости города могут добраться до Городца и Макарьевского монастыря.
К 2020 году завод "Волга" должен был построить два уникальных морских танкера по заказу Минобороны России. Проект "03182" предусматривал создание в качестве многоцелевой платформы судна усиленного ледового класса, не имеющего аналогов в стране.
Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"
Московский район Нижнего Новгорода формировался вокруг «Сокола». Авиационный завод № 21 начал работу в 1932 году, хотя на момент открытия еще не все корпуса были достроены. Изначально назначение предприятия было засекречено. Осведомленным приходилось давать подписку о неразглашении. Производству предстояло стать не только самым «…значительным из всех существовавших в СССР авиазаводов, но и одной из крупнейших самолетостроительных единиц среди заграничных заводов».
Работники чертежно-конструкторского отдела переехали в Нижний Новгород после прохождения стажировки и практики на московских авиазаводах и в КБ. Для заграничных специалистов-контрактников в 1933 году даже построили гостиницу «Интурист» в центре города на Театральной площади.
Заводским аэродромом стал бывший городской аэродром, который находился севернее Московского шоссе. Для сохранения секретности его называли «Учебным аэродромом Осоавиахима». Обслуживала аэродром специально построенная летно-испытательная станция.
Первым самолетом нижегородского авиазавода стал истребитель-биплан И-5. В 1933 году советские производства выпустили рекордную сумму в 4116 самолетов всех типов, большую часть из которых составляли бипланы Р-5 и У-2. Однако доля авиазавода № 21 составила лишь 312 машин, то есть менее 8%.
В 1934 году правительство поручило нижегородскому предприятию перестроить производственную деятельность и обеспечить массовый выпуск более сложных машин. Тогда же началось производство скоростного истребителя И-16, первые образцы которого испытывал шеф-пилот завода, Герой Советского Союза Валерий Чкалов. Ранее о нем рассказывал на своем канале Павел Перец.
За годы существования «Сокол» выпустил множество истребителей МиГ-31БМ, МиГ-29УБ, МиГ-29К, МиГ-35, Як-130. В списке продукции авиазавода также легкий пассажирский самолет «Гжель» М-101Т, детали Airbus A-318 и Airbus A-319. Кроме того, в октябре 2015 года было озвучено решение о возобновлении производства Ил-114.
Ранее нижегородский завод "Сокол" был известен как единственное место в мире, где желающие могли испытать истребитель МиГ-29. Полеты больше не проводятся по техническим причинам.
Сормовская кондитерская фабрика
Помимо серьезных предприятий по производству транспорта и военной техники, в Нижнем Новгороде есть и компании гражданской направленности. Например, Павловский молочный завод или пивзавод «Волга». Но особое значение для местных жителей имеет легендарная кондитерская фабрика. Марки «Красный октябрь» и «Сормовская кондитерская фабрика» известны вне родного региона. Нижегородские сладости пользуются спросом даже за рубежом. Поставки осуществляются в США, Европу, Израиль, страны СНГ и ряд государств Ближнего Востока.
Первое кондитерское производство в нашем городе было основано еще в начале XIX века. После национализации в 1918 году мастерская перешла в ведение союза потребительских кооперативов. На базе этого производства в 1925 году создана государственная кондитерская фабрика «Красный Октябрь». А в середине 30-х было принято решение о строительстве в Сормовском промышленном районе бисквитно-кондитерской фабрики. В предвоенный 1940-й год здесь произвели 6547 тонн сладостей. Фабрика осталась на плаву и во время ВОВ, несмотря на дефицит сахара и муки.
Первый послевоенный год принес новые успехи благодаря ударному труду работников. Ассортимент выпускаемой продукции расширился по сахаристым изделиям до 28 наименований и 12 - по мучнистой продукции.
Рост доходов предприятия позволил оборудовать красный уголок для сотрудников производства, отремонтировать 28 квартир и выделить 1200 кубометров торфа для отопления жилья. Особое внимание уделялось семьям погибших воинов, инвалидам войны и демобилизованным воинам.
По приказу Министерства пищевой промышленности РСФСР в 1970 году было создано Горьковское производственное объединение кондитерской промышленности. Головное предприятие, Сормовская кондитерская фабрика, специализировалась на производстве конфет, шоколада, ириса, печенья, вафель и вафельных тортов. На ныне не действующей фабрике «1 Мая» изготовлялись конфеты, карамель, драже, жевательная резинка, а производство зефира, шоколада и пряников осуществлял «Красный Октябрь».
В настоящее время Сормовская фабрика входит в холдинг ООО «Объединённые кондитеры» и является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий. Это единственное предприятие Нижегородской области, которое выпускает все категории кондитерских изделий и занимается первичной переработкой какао-бобов.
Ранее мы рассказывали про бывшую швейную фабрику Маяк, в которой сейчас находится центр творческих индустрий и проводятся различные фестивали, и Ромодановский вокзал, в здании которого теперь находится производство пластиковых карт.
Другие локации неформального путеводителя, составленного редакцией сайта «Нижегородская правда», доступны в сюжете Нижнийвкармане.рф