Какие изменения ждут общественный транспорт региона

Фото Александра Воложанина

Пожалуй, ни одна сфера жизни за последние годы не реформировалась в Нижегородской области так активно, как общественный транспорт. Меняются маршруты, исчезают привычные «пазики», а в обозримом будущем электронные билеты должны полностью заменить бумажные. При этом из разных районов периодически приходят новости о бедственном положении муниципального транспорта и приходящим им на смену частникам.

 

 

Так как же обстоят дела в этой сфере на самом деле? И к чему готовиться рядовым пассажирам? Об этом мы беседуем с министром транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Вадимом ВЛАСОВЫМ.

Повезёт-не повезёт? 

 Вадим Александрович, общественный транспорт – одна из наболевших проблем для всего региона. Долгое время транспортные предприятия приходили в упадок, многие оказались на грани банкротства, подвижной состав изнашивался, люди боялись, что лишатся своих маршрутов. Как обстоят дела сейчас? 

– Транспортные предприятия области находятся в разной степени финансового состояния, но сказать, что мы перешли точку невозврата, нельзя. Основная проблема – это обновление подвижного состава. Но работа в этом направлении ведётся. Буквально недели три назад десять новых автобусов было поставлено в Арзамаспассажиравтотранс. Девять новых автобусов прибыли в Дзержинск. На четыре новых автобуса пополнился автопарк Борского пассажирского предприятия. Еще на ряде предприятий тоже планируют закупку автобусов. Вот совсем недавно состоялась рабочая встреча с главой Воскресенского района, и он доложил о планомерном обновлении подвижного состава. 

  • Сложно обновлять подвижной состав, учитывая, мягко говоря, непростое финансовое положение пассажирских предприятий Нижегородской области. К примеру, в феврале этого года говорилось о том, что тот же самый Арзамаспассажиравтотранс находится в предбанкротном состоянии. А теперь там закупают новые автобусы. Значит, удалось преодолеть транспортный кризис? 

 

  • В феврале администрация города Арзамаса предлагала перенести предприятие в другое место, а участок продать, и таким образом закрыть долги. Других предложений не было. Но в советские годы это предприятие было образцовым! Перенимать опыт приезжали из других регионов страны. Поэтому было решено сохранить и предприятие, и ремонтную базу. Пришел новый руководитель, представил план по оздоровлению предприятия, который министерство одобрило. Сейчас мы рассматриваем заявку предприятия на финансовую помощь из областного бюджета. С предприятием ведется плотная работа, и уже есть первые результаты по погашению рассрочки перед налоговой. Основная часть задолженности предприятия именно там. Достигнута договорённость о её поэтапном погашении, и сейчас разговор о банкротстве предприятия уже не ведётся. Благодаря совместной слаженной работе предприятие удалось спасти. Мы будем транслировать этот положительный опыт работы и взаимодействия на другие предприятия региона. 

 

Частное слово 

  • А в Кстово, похоже, решили пойти по какому-то своему пути. Правда ли, что там вообще не осталось муниципального транспорта, а все маршруты активно делят частные перевозчики? 
  • Если частные перевозчики что-то там и делят, то это их «кухонные разговоры». Кстовское пассажирское предприятие находится в банкротном состоянии с прошлого года. Конкурсный управляющий не совсем заинтересован в том, чтобы вывести предприятие на положительную финансово-хозяйственную деятельность. У министерства же, совместно с администрацией, напротив, есть план по его сохранению. Сейчас предприятие уже получает прибыль, осуществляя вахтовые перевозки для «Лукойла». 

 

  •  Пока в самих предприятиях выход из положения видят в увеличении дотаций из областного бюджета. Помнится, теперь уже экс-глава Нижегородэлектротранса заявлял на заседании городской Думы, что объём компенсации выпадающих доходов за перевозку льготников сокращается с каждым годом, а себестоимость поездки растёт… 

 

  • О том, что мы намерены кого-то содержать, речи быть не может. Любое предприятие, в том числе пассажирское, должно получать не только дотации, но и доходы. Любой бюджет стремится к уменьшению затрат. Вот вы сослались на предыдущего руководителя Нижегородэлектротранса. Но он потому и стал предыдущим, что не смог оптимизировать расходы предприятия. По большому счёту, деятельность, которая сейчас там ведётся, и те мероприятия, которые городом рассматриваются, могут вывести предприятие на положительную финансово-хозяйственную деятельность и минимизировать дотации из бюджета до минимума. Выделить деньги из бюджета – это проще всего, необходимо и внутри порядок навести. 

 

Денежный приток 

  • А может ли муниципальное пассажирское предприятие выйти на безубыточность и даже начать зарабатывать? Сейчас это кажется чем-то нереальным. 
  • Конечно. 
  • И каким же образом этого можно достичь? 
  • Это целый комплекс мероприятий. В первую очередь – устранение дублирующих маршрутов по городу и оптимизация затрат. 
  • Но у нас оптимизация затрат – это, как правило, сокращения. Сейчас, например, в Нижнем Новгороде планируют отказаться от кондукторов. Но пойдет ли это на пользу в плане качества обслуживания? 
  • Я пока не видел таких предложений. Я, конечно, не против, чтобы у нас было как в советские времена – денежку бросил, билетик оторвал. Но в Москве, к примеру, неоднозначная история по бескондукторному обслуживанию, так что здесь еще нужно посмотреть. 
  •  Ещё одно давно обсуждаемое нововведение – это полноценная работа АСКОП (автоматизированная система контроля оплаты проезда) на общественном транспорте, в том числе на частных маршрутах. В Нижнем Новгороде она уже начала работу, а как обстоят дела с её внедрением в районах области? 
  •  В настоящее время готовится нормативная база. Я не хотел бы сравнивать с системой, которая действует в Нижнем Новгороде. Речь идёт о создании автоматизированной системы оплаты проезда на областном уровне. Где-то это может быть принципиально похоже на систему, которая внедрена в Нижнем Новгороде. 
  •  А можно ли говорить о том, что оператором этой системы в области будет «Ситикард»? Ведь других компаний, которые бы предоставляли подобную услугу, в области нет. 
  •  Они есть в России. Наша главная задача – создать конкуренцию, это будет залогом высокого качества и низкой нагрузки на предприятия. Я не против существующей в Нижнем Новгороде системы, не против других систем, которые применяются в России. Самое главное, чтобы был положительный результат: удобно для пассажиров и ненакладно для пассажирских предприятий. Я считаю, что 5 процентов от транзакции по условиям «Ситикард» – это дорого, есть дешевле. 
  •  На прошедшем в мае Петербургском международном экономическом форуме глава региона Глеб Никитин говорил о желании дополнить общественный транспорт в регионе водным транспортом. Насколько это реально? 
  •  Это реально, но для этого необходимо создать парк речных судов. Глеб Сергеевич получил проработать этот вопрос. Как вариант сейчас рассматривается судно на подводных крыльях «Валдай 45Р», параллельно определяемся с маршрутом. Как только будут приняты конкретные решения, мы об этом сообщим. 

Добавить сайт в мои источники