Какие профессии оказались самыми востребованными из-за коронавируса
Газета "Деловая Газета НП" №32 от 27.04.2020
Подписка на газетуСложившаяся эпидемиологическая обстановка серьёзно изменила рынок труда. Пока одни профессии оказались в простое, другие, наоборот, переживают невиданный ажиотаж. Где же теперь стоит искать работу?
Нерабочая сфера
По данным компании HeadHunter, хуже всего сейчас приходится тем, кто работает в сфере внешнего туризма и всего, что его сопровождает, например, агентам по оформлению виз, продажи билетов. В этой сфере вакансий стало меньше на 55% в Нижегородской области в апреле по сравнению с мартом.
Среди пострадавших организаторы различных мероприятий, сфера общественного питания, кроме тех точек, что доставляют еду на дом, и все те виды деятельности, что связаны с массовыми посещениями: офлайн-образование, индустрия фитнеса и красоты.
– Пока что текущий кризис в сравнении с предыдущими удаётся сдерживать. В период кризиса 2008 года падение рынка труда по количеству вакансий составляло до 40%, в 2014 году – до 20%. Сейчас же падение количества вакансий в январе-апреле в Нижегородской области составляет порядка 2% по отношению тому же периоду 2019 года, – говорит руководитель пресс-службы компании HeadHunter по Поволжью Анна Зубкова.
Если людям одних профессий, к примеру, бухгалтерам или маркетологам, достаточно сменить отрасль и по-прежнему оставаться востребованными, то визовым специалистам, турменеджерам, ивент-менеджерам, фитнес-тренерам, официантам, работникам гостиниц действительно впору менять профессию, если работа нужна срочно. Но на что?
Специалисты советуют обратить внимание на те отрасли, которые в период вынужденных «каникул» повысили свои обороты и ищут персонал в связи с ситуативным спросом.
Ушли в онлайн
Курьерские службы, сервисы доставки еды и продуктов, пищевая розница, домашние кинотеатры – эти сферы сегодня называют счастливчиками.
В частности, по данным кадровых агентств, хороший спрос сейчас на курьеров, продавцов или универсальных работников торгового зала в розничный магазин, кладовщиков, грузчиков, водителей.
Когда весь мир ушёл в онлайн и выходить из дома настоятельно не рекомендуют, бутики, кинотеатры, магазины, рестораны по сути перемещаются к клиентам домой. Все, кто могут учить и тренировать онлайн, также востребованы.
Но даже те продуктовые магазины, где нет доставки, чувствуют себя хорошо. Ведь сегодня поход в магазин сродни выходу в свет.
Так что неудивительно, что крупные ретейлеры не только сами остаются на коне, но и помогают пострадавшим отраслям, трудоустраивают сотрудников гостиничного, ресторанного, туристического бизнеса после обучения менеджерами торгового зала, кассирами.
На подъёме сфера медицины, фармацевтики. Здесь специалисты по-прежнему востребованы, даже больше обычного. Нужны врачи, медсёстры, фельдшеры, лаборанты. Вот только турагента не выучишь в столь короткий срок на врача или медсестру, поэтому в этой сфере сложнее удовлетворить возросший спрос.
Наблюдается рост в сфере безопасности и госслужбы. Это объясняется введением режима самоизоляции и необходимостью его контролировать. Так, к примеру, в Нижегородской области число вакансий сотрудников полиции выросло на 303% в апреле по сравнению с мартом.
Хороший, но уже стабильный спрос на IT-специалистов. Эта сфера развивается, а учитывая, что мир перешёл в онлайн, потребность в таких сотрудниках сохраняется. Повышенный спрос на управляющих, способных организовать эффективную работу удалённо, поскольку для многих компаний такой опыт первый.
– В первой половине марта специалисты SuperJob фиксировали заметный рост вакансий сотрудников служб доставки, продуктового ретейла, водителей такси, – рассказали в компани SuperJob. – С конца марта спрос на сотрудников этих сфер стал снижаться, поскольку потребность в новых кадрах была удовлетворена, а покупательские запросы населения стали снижаться. Устойчиво высокий спрос был и остаётся на врачей, медперсонал и программистов.
Также со стороны соискателей и работодателей интерес к дистанционному режиму работы вырос более чем в три раза.
Все, кто способен производить и продвигать контент в социальных сетях, сегодня тоже на коне. Это копирайтеры, SMM-менеджеры, таргетологи.
Стоит также понимать, что спрос на тех же курьеров – явление временное. Специалисты предупреждают, что доходы населения будут снижаться, значит, будет падать спрос на непродовольственные товары и премиальные продукты. И потребность в тех, кто их доставляет, тоже устремится вниз.
Это не скажешь, к примеру, о представителях IT-сферы, спрос на которых никуда не денется.
Так что, возможно, режим самоизоляции – это самое подходящее время, чтобы научиться чему-то новому онлайн. Быстро переучиться на IT-специалиста не получится, но на SMM-менеджера – вполне. В любом случае ограничения не навсегда. И сидя дома, люди мечтают и о билете на самолёт, и о походе в ресторан. Остаётся только продолжать соблюдать режим самоизоляции, чтобы остановить распространение инфекции и побыстрее воплотить в жизнь свои планы.