Любви хватит на всех
- Ольга Евгеньевна, у меня получилось! — воскликнул четырехлетний Ванечка, показывая воспитательнице готовые пазлы.- Ты молодец, я знала, что ты справишься, — не скрывая радости, ответила она.- А у меня ничего не выходит, — грустно проговорил его сосед Максим.- Получится, нужно только немного постараться,- подбодрила огорченного малыша ее коллега Татьяна. Воспитателями случайно не становятся. Для этого нужно призвание. Конечно, устроиться работать в детский сад не так трудно. Только вот выдержать большую нагрузку, сопряженную с ответственностью, способен далеко не каждый. И что бы ни говорили о нехватке молодых кадров в дошкольных учреждениях, молодежь все же приходит туда работать. Идут не потому, что больше нигде не берут, а из-за любви к детям. Социальные педагоги Ольга Цыканина и Татьяна Телегина свой жизненный путь выбрали шесть лет назад, когда поступили в Нижегородский педагогический колледж имени Ушинского. Практику они проходили в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Бригантина». Там после учебы и остались. — Я с детства хотела быть воспитателем, и после школы сомнений, куда пойти учиться, у меня не было,- рассказывает Ольга. А вот Татьяна не сразу выбрала для себя эту профессию. Сначала хотела стать юристом, но не поступила в вуз, решила пойти в педагогический колледж, о чем не жалеет по сей день. Работа изменила ее в лучшую сторону. Девушка стала более дисциплинированной, внимательной и спокойной. Работу в центре легкой не назовешь. Туда поступают дети со сломанными судьбами. Их мамы и папы чаще всего лишены родительских прав или их просто нет совсем. К таким малышам нужен особый подход, а подобрать ключик к их сердечкам не так просто. — Воспитатель должен искренне любить детей, быть добродушным и открытым, — говорит Татьяна.- А еще уметь сопереживать детскому горю и сочувствовать ему, — добавляет Ольга. Особенно тяжело работать в приемном отделении — туда малышей из неблагополучных семей приводят милиционеры, социальные работники, соседи. Тогда тяжело всем: маленькому — привыкнуть к незнакомой обстановке, воспитателям ‑успокоить ребенка, отвлечь от грустных мыслей, заслужить его доверие. Дети очень ранимы, впечатлительны, в первое время на контакт идут с трудом. Но потом, чувствуя любовь и заботу, тянутся к своим педагогам. ‑Моя мамочка пришла! — нередко можно услышать нежные детские голоса. И воспитатели откликаются, обнимают, берут малышей на руки, гладят по голове. Ольга вспоминает, как четырехлетняя Ирочка всех воспитателей звала мамой, а одну, самую старшую по возрасту, — бабулечкой. У девчушки было настолько сильно желание обрести семью, что в каждом она готова была видеть родного человека. Кстати, в скором времени малышку удочерили.Не менее тяжело даются молодым педагогам командировки. Нередко приходится возвращать детей-беглецов и путешественников не только в Нижегородскую область, но и в другие города России. Это требует огромного внимания и постоянного контроля за воспитанниками. Ведь педагог отвечает за своих подопечных юридически. С дошкольниками работать интересно — детки с радостью откликаются на любую заботу о себе. С любимыми педагогами они готовы и рисовать, и лепить, и играть. Но маленький может и заупрямиться — сядет в уголок и молчит, всех игнорирует. Тут важно вовлечь его в процесс, заинтересовать. Малыши — народ непоседливый, их внимание быстро переключается с одного на другое. Поэтому занятия чередуются: немного пособирали пазлы, потом сделали гимнастику и снова принялись за дело. После работы девушкам полностью отключиться от проблем воспитанников невозможно. В памяти постоянно всплывают фрагменты из детских жизней. Глаза малышей, полные тоски и отчаяния, забыть тоже нельзя. Конечно, постоянно думать о судьбах детей морально и физически очень тяжело. Но иначе не получается. Разве можно оставаться равнодушными к боли и страданиям малышей? — Своим родителям стараюсь рассказывать о работе в центре только хорошее. Не хочу их лишний раз тревожить. Дети ведь разные к нам приходят. Могут и нагрубить, и замахнуться, и бросить чем-нибудь, — рассказывает Ольга Цыканина. Как признаются сами девушки, до прихода в реабилитационный центр они и не задумывались, что на свете так много брошенных детей. А все потому, что в их среде не было неблагополучных семей.Особенно грустно расставаться со своими малышами. Некоторым из них везет — им находят новых родителей, остальных отправляют в детские дома или интернаты. Но связь педагогов и детей не теряется. Они встречаются на праздниках. Иногда подросшие ребята приезжают в гости в «Бригантину» сами или с родителями, рассказывают о себе. Воспитатели искренне радуются успехамдетей. Конечно, молодые педагоги строят планы на будущее. Девушки мечтают о своих семьях и детях, но работу пока менять не собираются — в «Бригантине» коллектив отличный, всегда помогут, что-то посоветуют. Обе девушки заканчивают Нижегородский педагогический университет. Кроме того Татьяна мечтает стать дизайнером интерьера и, возможно, оформлять помещения реабилитационного центра. Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период в жизни ребенка, в этом возрасте формируется личность и закладываются основы здоровья. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого малыша зависят от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к внутреннему миру воспитанника. Кстати, свой профессиональный день у воспитателей детских садов и всех дошкольных работников России появился всего пять лет назад — в 2004 году. 27 сентября выбрано не случайно: именно в этот день в 1863 году в Санкт-Петербурге открылся первый детский сад. Основала его вместе с мужем Аделаида Симонович, по свидетельству современников — большая энтузиастка и фантазерка. Ее заведение принимало детей 3 — 8 лет. В учебной программе были подвижные игры, конструирование и даже курс родиноведения. Но Симонович этого показалось мало, и она стала издавать специальный журнал «Детский сад».