Не надо бояться страховщиков
Юбилейный всероссийский семинар открылся в Нижнем Новгороде под эгидой Ассоциации транспортных страховщиков. Он посвящен актуальным вопросам страхования.На территории страны действуют 8 компаний-китов. В нескольких регионах на рынке страховых услуг в сфере железнодорожного транспорта работают их клоны. Рынок этот практически сложился уже в начале 90‑х годов, вскоре после выхода Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и введения обязательного страхования пассажиров в дальнем и местном сообщении.? В Среднем Поволжье, например, работают филиал «Железнодорожного акционерного страхового общества» (ЖАСО) ? ведет это обязательное страхование, а также региональные компании ? наша и «Магистраль», ? рассказывает заместитель генерального директора «Железнодорожного страхового фонда» Ирина Жилкина. ? У каждого из страховщиков свои возможности и условия, что и сформировало рынок. Агенты компании есть практически на всех станциях, отправляющих пассажиров в дальнем и местном сообщении. Мы работаем с грузоотправителями, ведем добровольное медицинское страхование. «Магистраль» тоже работает с грузами. И клиент выбирает, где условия выгоднее для его случая, чье представительство ближе, кому он больше доверяет. Таков современный рынок страхования в железнодорожной сфере. И нам, конечно, интересно узнать, что наработано у наших коллег в других регионах, какие новые услуги они сумели предложить клиентам.Гостям семинара нижегородский «Железнодорожный страховой фонд» раскрыл многие карты. В 2006 году он стал лауреатом престижной российской награды «Золотая колесница» среди страховых компаний.Важным оказался разговор о трудностях и перспективах страхового дела в транспортной сфере ? оно переживает сейчас ответственный момент. Важно подготовиться к 1 июля 2007 года. Именно с этого дня согласно принятым в 2004 году поправкам в Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» наступает третий, последний этап изменений в требованиях к страховщикам. Каковы требования, разъяснила заместитель руководителя Федеральной службы страхового надзора Галина Ершова. Уже на первых этапах рынок покинули недобросовестные компании, с помощью которых клиент мог экономить на налогах или уводить капиталы за границу. Были и страховщики, которым заведомо не хватало средств для обеспечения рисков. Задача государства ? сделать так, чтобы на рынке были представлены крепкие страховые компании, которые всегда реально могли бы обеспечить компенсацию ущерба своим клиентам. Пока тем требованиям, которые будут предъявлены во втором полугодии, в стране отвечают меньше сотни компаний. Чтобы остаться на рынке, от страховщиков требуются и целенаправленная работа, и определенные вложения. Железнодорожным страховщикам это окажется по силам.Реалии экономики меняются, и вместо единого в 1991 году перевозчика ? государства в лице МПС ? на железных дорогах России выступают ОАО «РЖД», его дочерние компании, частный бизнес, так что закон должен отразить структурную реформу железнодорожного транспорта. Известно, например, что в Минфине РФ подготовлена поправка, призванная заменить обязательное страхование, за которое платит пассажир, страхованием гражданской ответственности, оплата которого будет возложена на перевозчика.? Это может иметь и негативный эффект, ? признался генеральный директор «ЖАСО» Павел Козлов. ? Сегодня пассажир, например, в случае травмы в пути, может собрать минимум документов и получить страховое вознаграждение. Предлагаемый вариант заставит его доказывать вину железной дороги и требовать деньги с нее. (Между тем анализ показывает, что в большинстве случаев вину такую усмотреть невозможно). И уж только затем дорога может стребовать со страхователей компенсацию. Такой порядок снизит защищенность пассажира, приведет к повышению цены билета. Вдобавок сейчас компании значительную часть средств от обязательного страхования пассажиров по закону расходуют на повышение безопасности транспорта ? на них обустраиваются платформы и переходы, устанавливаются видеокамеры. Наша компания, например, потратила для этих целей 82 процента доходов от этого вида страхования.