Нижний Новгород, открой личико!

Фото из архива редакции

Женщина задумчиво вглядывалась куда-то вдаль. Туда, где Волга уходила за горизонт, а мечта казалась такой сбывающейся, что только руку протяни.

— Скажите, — тронула меня за рукав. – А там правда канатная дорога?

— Правда,- ответила я. – Метров двести отсюда.

 

Женщина приехала в Нижний из Сибири. Поездка ее была деловой, но расписание самолетов так удачно сочеталось с расписанием совещаний, что у нее оказалось целых пять часов для того, чтобы погулять по городу.

Она прошлась по Большой Покровской (по понятно-ремонтным причинам улица ее не вдохновила), по Верхне-Волжской набережной (вот здесь, конечно, захватило дух) и… остановилась. А куда еще?

Куда идти человеку, который первый раз в Нижнем, толком ничего здесь не знает и не успел перед посещением города интернетно ознакомиться с его историей, культурой и достопримечательностями?

Короче, куда идти обычному туристу?

Я показала ей, где у нас канатная дорога. И рассказала, куда можно съездить еще, чтобы и с пользой, и погулять, и не замерзнуть.

И поняла, что ничего этого она ни за что бы не узнала, просто гуляя по городу.

 

Нижний Новгород, царственно поставленный город, настолько забронзовел в своей «поставленности», что считает ниже собственного достоинства сообщать о себе какую-либо информацию. Он несомненно прекрасен. Но ты, турист, догадайся сам, что через 200 метров от Верхне-Волжской набережной есть канатная дорога (и в радиусе минимум пятисот километров ничего подобного ей нет). И ты, турист, реши сам, куда тебе гулять, когда пройдешь очевидные Покровку, Верхне-Волжскую и Кремль. Догадался спуститься к Рождественской? Молодец! Смотри, город тебе не подсказывал, а ты догадался. Мы тебе и дальше ничего подсказывать не будем.

Нет, таблички с навигацией в верхней части города уже появились – и это прекрасно. Но они пока несут лишь узконаправленную функцию. Подсказать туристу, который и так уже шел, например, к домику Каширина, что – да, через двести метров будет Домик Каширина. Верной дорогой идете, товарищ.

 

Любой мало-мальски профессиональный копирайтер знает: хороший продающий текст – не тот, где написано «наша компания – всем компаниям компания», а тот, где автор встает на позицию клиента и помогает ему, клиенту, решить его, клиента, проблему.

Турист – это клиент Нижнего Новгорода. Тот, кто приехал сюда, чтобы погулять, вдохновиться, удивиться, восхититься… а еще потратить деньги и написать в соцсетях замечательные отзывы о городе. И запостить фоточки – глядя на которые в наш город приедут еще десяток туристов.

Бывает так, что турист заранее заказывает услуги экскурсовода. А бывает (и уж точно не реже) турист приезжает в город «просто погулять». На день-два.

И, пройдясь по Верхне-Волжской, турист останавливается: а дальше-то куда?

Нам нужно обеспечить ему возможность как минимум двухдневного «гуляния». Насытить маршрут тем, что ему интересно. Расставить на карте такие координаты, по которым он пройдет, как следопыт, и будет жалеть только об одном: что приехал в Нижний всего на день-два, а не на неделю. И не успел увидеть все, что предлагал ему город.

Да, это задача города – предложить интересное.

Не туриста – найти «куда бы еще сходить погулять», а города.

 

Возможно ли это? Более чем.

Допустим, Парк Победы. Прекрасный парк с прекрасной же военной техникой, по которой можно лазить детям и рядом с которой хочется фотографироваться взрослым. Что заинтересует туриста, который приехал в Парк Победы?

Наверняка – музей паровозов в микрорайоне Сортировочный. Потому что по ним тоже можно лазить и на них – фотографироваться. Да, это не близко от Парка Победы, но, в конце концов, турист тоже не слишком стационарен.

Поэтому прямо в Парке Победы можно поставить указатель: «Музей «Паровозы России». Микрорайон Сортировочный, ул.Архангельская, 1». Турист наверняка умеет пользоваться навигатором и легко выстроит маршрут от Парка Победы до «Паровозов России». Но расскажите туристу о том, что Паровозы существуют!

Здесь же можно дать адрес музея истории ГАЗа, музея трамваев…

И в каждом из этих музеев также установить указатели на их «сородичей».

А если турист хочет не только по машинкам и паровозам? Если ему и про картины интересно? Или, например, современное искусство?

 

Прекрасно! Вот здесь вступает в силу еще одна информационная табличка – с QR-кодом сайта, где собраны адреса всех центров туристической активности Нижнего Новгорода с кратким описанием. И пояснение к QR-коду: «Еще больше достопримечательностей Нижнего Новгорода – здесь!»

Кстати, существует ли такой сайт? Поиски в Яндексе и Гугле не вывели меня пока на нижегородские порталы о туризме. Очень может быть, что такой сайт есть. Очень может быть, что он вот-вот начнет опознаваться поисковиками. Очень может быть, что это произойдет прямо завтра. А если не завтра, то до Чемпионата мира по туризму уж точно.

В конце концов, во время ЧМ город станет не самым удобным для нижегородцев. Так пусть хотя бы он будет удобным для туристов. Причем и во время ЧМ, и после него. И тогда на те деньги, что принесут с собой туристы и оставят здесь, город сможет развить и внутреннюю свою инфраструктуру.

Хотя… ведь нет разницы между внутренней и внешней. И туристы, и нижегородцы ходят по одним и тем же улицам и посещают одни и те же музеи, выставки, открытые площадки фестивали. Так что – нам всем от этого будет лучше.

Стоит только сделать.