Около 20 тысяч экспертов обсудили развитие высшего образования на форуме в Нижнем Новгороде

Около 20 тысяч экспертов обсудили развитие высшего образования на форуме в Нижнем Новгороде
Фото: Александр Воложанин
Пандемия коронавируса поставила новые вызовы перед вузами региона

Беспрецедентный по масштабам Российский форум «Университеты 2030: наука – компетенции – молодёжь» прошел сегодня в Нижнем Новгороде. В работе форума, который организован в смешанном оффлайн и онлайн форматах, приняли участие порядка 20 тысяч экспертов — представители высшей школы, региональных властей, а также федеральных структур, курирующих государственную молодёжную политику.

 

Главными темами для обсуждения стали роль университетов в развитии общества и вызовы, которые появились перед системой высшего образования в связи с пандемией коронавирусной инфекции.

 

Университет как двигатель экономики

Панельную дискуссию о приоритетах развития высшего образования «Роль и задача университетов в национальном проекте «Наука» открыл министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Министр назвал символичным проведение форума «Университеты 2030» в Нижегородской области.

Фото: Александр Воложанин

— Нижегородская земля всегда славилась своими университетами, своими учёными, — отметил Валерий Фальков. — Это регион, где создан один из первых научно-образовательных центров в стране. Времени с их создания прошло совсем немного, но эффект уже заметен. Приоритет для университетов сейчас – это увеличение исследовательского потенциала. В 21 веке вузы должны больше влиять на экономику, на технологическое развитие. Для тех головных вузов, которые смогут стать по-настоящему исследовательскими образовательными учреждениями, это будет настоящий прорыв. Безусловно, необходимо и более плотное сотрудничество вузов с Российской академией наук – для достижения общих амбициозных целей.

По словам министра, сегодня Нижегородская область стабильно входит в пятёрку лучших регионов по уровню образовательного потенциала.

Фото: Александр Воложанин

Курс на сближение

Одной из главных тем дискуссии стал вопрос, куда и как должны дальше развиваться вузы. По словам губернатора Глеба Никитина, университет должен состоять в коллаборации с промышленностью, наукой и бизнесом. Ещё одна миссия университета — быть агрегатором городской среды, улучшать жизнь в регионе.

— Для нас университеты – это прежде всего то, за счёт чего можно трансформировать экономику региона, — подчеркнул Глеб Никитин. — Вузы – основной драйвер, за которым потянется все остальное. Есть серьёзные планы по изменению городской среды вокруг вузов, созданию комфортных условий для молодежи. Считаю, что здесь можно использовать возможности других национальных проектов, например, «Жильё и городская среда». Если рядом с университетом удобно и интересно жить, создаются рабочие места, и молодые люди будут оставаться в родном регионе.

Фото: Александр Воложанин

Ректор университета имени Лобачевского Елена Загайнова отметила, что для развития вузов важно развитие научной среды в целом.

—  Из нашего университета, которому  более ста лет, вышли несколько ведущих исследовательских институтов, теперь мы хотим объединиться  с ними на фундаментальной основе. Хотим использовать потенциал академиков и членкоров, привлекая их к преподаванию.

Фото: Александр Воложанин

Кстати, один из примеров развития научной среды региона — открытие центра математического моделирования и суперкомпьютерных вычислений на базе программно-аппаратного комплекса ЛОГОС. Это совместный проект научно-образовательного центра, Российского федерального ядерного центра и нижегородского университета имени Лобачевского. В результате на базе кампуса университета появилось 100 рабочих мест с доступом к этой системе.

 

Учиться всю жизнь

На площадке Форума обсуждался также запуск системы массового непрерывного образования для взрослых в российских вузах. Переобучение и повышение квалификации – тренд времени.

— Вуз чаще учит студентов, пришедших со школьной скамьи, — подчеркнул ректор РАНХиГС Владимир Мау, — Между тем люди должны приходить учиться на протяжении всей своей профессиональной карьеры.

О том, что сегодня невозможно получить специальность и работать по ней всю жизнь, говорит и губернатор Глеб Никитин. По его словам, особенно остро это проявилось в пандемию, когда многие вынуждены менять работу.

Фото: Александр Воложанин

— С Высшей Школой Экономики мы реализуем партнёрство университетско-школьное, это обучение преподавателей школ, — рассказал Глеб Никитин. — С РАНХгИС мы реализуем проект коллаборации  по переподготовке госслужащих, муниципальных служащих. Потребность в повышении квалификации, в переобучении огромная. 30 тысяч человек прошли переподготовку по федеральному проекту «Новые возможности для каждого» на базе нижегородских вузов. Это говорит об огромном спросе на эти программы.

Сегодня, по словам главы региона, у нас огромный дефицит IT-специалистов, и IT-компании разработали платформу для переподготовки на такие специальности, чтобы формировать новые компетенции. Это беспрецедентный проект: IT-  компании размещают вакансии и предлагают переобучиться в вузе,  гарантируя трудоустройство специалиста новой квалификации.

Сегодня подготовку специалистов с высшим образованием в Нижегородской области осуществляют 11 государственных вузов, 15 филиалов государственных вузов и 2 филиала негосударственных. Всего в нижегородских вузах обучается около 92 тысяч человек, в том числе иностранные граждане из 115 стран.

Три нижегородских вуза — ННГУ имени Лобачевского, НГЛУ имени Добролюбова и НГТУ имени Алексеева — в 2019 году выиграли гранты на обучение граждан по программам дополнительного профессионального образования на сумму свыше 28 миллионов рублей.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Официальный источник», и новости сами придут к вам.
Подпишитесь на нас
Самое популярное
Новости партнеров