H
H e
S L n s
с

Осторожно, двери открываются. Один день из жизни нижегородского метрополитена

Осторожно, двери открываются. Один день из жизни нижегородского метрополитена

фото автора

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Сегодня, 20 ноября, нижегородский метрополитен отпраздновал свой день рождения. Ровно 33 года назад в этот день по нижегородской подземке от станции «Московской» до станции «Пролетарской» отправился первый электропоезд.

Накануне праздника наш корреспондент спустился «под землю», чтобы прожить один день жизнью сотрудников самого сложного и закрытого для посторонних глаз вида транспорта — нижегородского метро.

День за днём

Знакомство с нижегородской подземкой стартует с линейного пункта, расположившегося на станции «Московская». Здесь начинают и заканчивают свой рабочий день машинисты.

Первым делом они направляются к фельдшеру. Татьяна Кузнецова работает в метрополитене с самого пуска — 33 года.

- Первое время 100 с лишним человек за смену проходило, — рассказала она в перерыве между приёмами машинистов. — Сейчас единицы остались из тех, кто пришёл работать с первого дня. За смену человек 80, вот вчера, к примеру, 84 было. Бывает, мы не допускаем до работы, а как же! Не проходят по давлению, по пульсу, у кого температура, ушные, зубные боли. Всё это недопустимо. Мы фиксируем недомогания, даём направление и отстраняем от работы.

Если машиниста отстранили от работы из-за болезни, а заменить его некем, на выручку придёт машинист-инструктор. Это, конечно, не основная его обязанность, но в случае чего подстрахует. А главная задача, по словам машиниста-инструктора «Нижегородского метрополитена» Павла Комарова «побуждать машинистов качественно выполнять свою работу».

- После службы в армии я пришёл работать в депо слесарем, это было в 92‑м году, — рассказал Павел Александрович. — Отец мой был машинистом на железной дороге, а мне хотелось попробовать что-то новое… Тогда электропоезда ездили только с «Московской» до «Парка культуры». Я года полтора-два проработал слесарем и как раз были организованы курсы машинистов для пуска сормовской ветки метрополитена. И в 94‑м я поехал.

С тех пор Павел Комаров работает «под землёй». Две смены по 12 часов, отсыпной, выходной. Он сидит за столом, на котором установлены два монитора, а на них видны передвижения электропоездов. Пока мы разговариваем, к Павлу Александровичу подходят машинисты, которые своё на сегодня отработали и подают бумагу под роспись. Каждого машинист-конструктор спрашивает: «Всё в порядке?».

- В каждой работе есть свои плюсы и минусы, — говорит Павел Комаров, отвечая на мой вопрос о сложностях работы «под землёй» без свежего воздуха и солнечного света. — А как шахтёры работают?! А моряки по полгода в море! Люди, которые приходят работать в метрополитен, приходят осознанно.

И всё же, работа машиниста очень тяжёлая. Не зря среди машинистов нет и не было ни одной женщины! Специально для тружеников подземки в линейном пункте есть комната эмоциональной разгрузки. Сюда каждые 1,5 — 2 часа во время своей смены машинист приходит, чтобы перевести дух. В его распоряжении телевизор, бильярд, шахматы и шашки. Есть и спальные места.

- Метро работает до часу ночи, а движение начинается в 5 часов 20 минут, поэтому машинисты, которые работают в ночную смену, ночуют тут, в комнатах отдыха, — рассказал Павел Комаров, демонстрируя уютные комнаты с односпальными кроватями.

Свет в конце тоннеля

Из линейного пункта направляемся на платформу. Как раз подъезжает электропоезд под управлением Евгения Черноноса. С ним мне в порядке исключения разрешили проехать в кабине, но строго-настрого запретили разговаривать, использовать вспышку фотоаппарата и велели по-возможности оставаться незаметной.

Евгений бросает короткое «Здравствуйте» в ответ на моё приветствие и тут же весь сосредотачивается на движении. Ни слова, ни взгляда, а я судорожно щёлкаю затвором фотоаппарата и пытаюсь одновременно поймать ощущение. Первое, что замечаю: нет кромешной темноты, которой я ожидала. Дорога в тоннеле освещается, я вижу бетонные стены, по которым ползут провода. И вдруг: свет в конце тоннеля — поезд движется по метромосту. Как позже признается Евгений, когда сойдёт с электропоезда, это его любимая часть поездки, здесь льётся солнечный свет.

Евгений пришёл работать в «Нижегородский метрополитен» в 2008 году. До этого, по его словам, где только не работал. Метрополитен привлёк его стабильностью, которая обеспечивается муниципальным предприятием.

- Поначалу было интересно, в новинку всё, с годами интерес отошёл на задний план, — рассказал Евгений. — Коллектив хороший, сплочённый, что редко встретишь. Зарплата стабильная. Сегодня у меня подменная смена, то есть я меняю машинистов, которые работают на маршрутах, чтобы они могли передохнуть, поесть.

График у машинистов сменный. Смена длится от 6 до 7,5 часов.

- Я по пятидневке уже не смогу работать, привык работать по графику, — рассказал Евгений. — Со стороны кажется, что у нас работа очень простая: сидишь, рычаг передвигаешь, кнопки открывания-закрывания дверей жмёшь и всё. На самом деле моральная нагрузка серьёзная, постоянно очень много людей и эта атмосфера изматывает.

Дома Евгения ждёт верный пёс, к нему он и спешит после смены. Говорит, общение с четвероногим другом как ничто помогает расслабиться после тяжёлого рабочего дня.

Трогай!

Со станции «Московской» отправляемся на самую новую станцию «Нижегородского метрополитена» — «Стрелку».

Здесь нас встречает старший электромеханик участка линейной связи службы сигнализации и связи Никита Молюшкин. Работа его участка незаметна для пассажиров, но очень важна.

- Основная задача: организация связи по линии, телефоны административно-хозяйственной связи, телефоны тоннельной связи, то есть телефоны, которые в тоннеле установлены, стрелочные — для организации стрелочных переводов, а также часофикация — это все часы, которые на платформах установлены и в помещениях, — рассказал Никита Молюшкин.

На «Стрелке» работает новейшее оборудование для обеспечения бесперебойной работы телефонии, радиосвязи, тревожных кнопок и прочей электроники.

- Если питание пропадёт в метрополитене, может перестать работать радиосвязь, телефоны будут работать, — рассказал старший электромеханик. — Также в случае теракта пользование радиосвязью становится невозможным и телефоны остаются единственным источником связи в метрополитене.

Начальник станции «Стрелка» Светлана Комиссина работает в «Нижегородском метрополитене» с 87-го года. Начинала с дежурной по станции на «Пролетарской», работала начальником станции на «Московской», открывала станцию «Горьковская».

- Потом меня, так скажем, повысили, сделав заместителем начальника службы, а когда станция «Стрелка» открывалась, директор решил, что нужно туда отправить меня, — рассказала Светлана Комиссина. — Нужен был опытный человек и я не возражала, я люблю эту работу.

Светлана Комиссина сама отбирала сотрудников для работы на станции. Среди них — Ирина Колесова — дежурная по станции. Ирина сигнализирует машинисту, что поезд готов к отправлению

- В случае, если есть неполадки у поезда, или пассажир застрял, я подаю сигнал: открыть двери, — рассказала Ирина. — Когда поезд готов к отправлению, я показываю машинисту белый диск с чёрной точкой.

Дежурная по станции работает в часы пик. В остальное время её присутствие не обязательно. По словам начальника станции «Стрелка» она обратила внимание на Ирину за «горящие глаза». И, действительно, как оказалось, работа в метро была детской мечтой молодой девушки.

- Первый раз я попала в метро, когда мне было 5 лет, мама повезла меня в цирк и мы ехали с «Парка культуры» до «Московской», — рассказала Ирина. — Я была в таком шоке: транспорт под землёй, тоннели! Это впечатление осталось со мной на всю жизнь. И пока я росла, я всё время думала, что я хочу здесь работать, хочу знать, как здесь всё устроено и прокладываю свой путь.

…Я покидаю Нижегородскую подземку, когда едва начинает темнеть. Для многих сотрудников метрополитена рабочий день в разгаре или только начинается. А я теперь каждый раз, провожая взглядом кабину машиниста или дежурную по станции, уже точно знаю, какой непростой труд стоит за этой «подземной романтикой».

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::