Осторожно, двери открываются. Один день из жизни нижегородского метрополитена

Осторожно, двери открываются. Один день из жизни нижегородского метрополитена
фото автора

Сегодня, 20 ноября, нижегородский метрополитен отпраздновал свой день рождения. Ровно 33 года назад в этот день по нижегородской подземке от станции «Московской» до станции «Пролетарской» отправился первый электропоезд.

 

Накануне праздника наш корреспондент спустился «под землю», чтобы прожить один день жизнью сотрудников самого сложного и закрытого для посторонних глаз вида транспорта  —  нижегородского метро.

 

День за днём

Знакомство с нижегородской подземкой стартует с линейного пункта, расположившегося на станции «Московская». Здесь начинают и заканчивают свой рабочий день машинисты.

Первым делом они направляются к фельдшеру. Татьяна Кузнецова работает в метрополитене с самого пуска — 33 года.

— Первое время 100 с лишним человек за смену проходило, — рассказала она в перерыве между приёмами машинистов. — Сейчас единицы остались из тех, кто пришёл работать с первого дня. За смену человек 80, вот вчера, к примеру, 84 было. Бывает, мы не допускаем до работы, а как же! Не проходят по давлению, по пульсу, у кого температура, ушные, зубные боли. Всё это недопустимо. Мы фиксируем недомогания, даём направление и отстраняем от работы.

Если машиниста отстранили от работы из-за болезни, а заменить его некем, на выручку придёт машинист-инструктор. Это, конечно, не основная его обязанность, но в случае чего подстрахует. А главная задача, по словам машиниста-инструктора «Нижегородского метрополитена» Павла Комарова «побуждать машинистов качественно выполнять свою работу».

— После службы в армии я пришёл работать в депо слесарем, это было в 92-м году, — рассказал Павел Александрович. — Отец мой был машинистом на железной дороге, а мне хотелось попробовать что-то новое… Тогда электропоезда ездили только с «Московской» до «Парка культуры». Я года полтора-два проработал слесарем и как раз были организованы курсы машинистов для пуска сормовской ветки метрополитена. И в 94-м я поехал.

С тех пор Павел Комаров работает «под землёй». Две смены по 12 часов, отсыпной, выходной. Он сидит за столом, на котором установлены два монитора, а на них видны передвижения электропоездов. Пока мы разговариваем, к Павлу Александровичу подходят машинисты, которые своё на сегодня отработали и подают бумагу под роспись. Каждого машинист-конструктор спрашивает: «Всё в порядке?».

— В каждой работе есть свои плюсы и минусы, — говорит Павел Комаров, отвечая на мой вопрос о сложностях работы «под землёй» без свежего воздуха и солнечного света. — А как шахтёры работают?! А моряки по полгода в море! Люди, которые приходят работать в метрополитен, приходят осознанно.

И всё же, работа машиниста очень тяжёлая. Не зря среди машинистов нет и не было ни одной женщины! Специально для тружеников подземки в линейном пункте есть комната эмоциональной разгрузки. Сюда каждые 1,5 — 2 часа во время своей смены машинист приходит, чтобы перевести дух. В его распоряжении телевизор, бильярд, шахматы и шашки. Есть и спальные места.

— Метро работает до часу ночи, а движение начинается в 5 часов 20 минут, поэтому машинисты, которые работают в ночную смену, ночуют тут, в комнатах отдыха, — рассказал Павел Комаров, демонстрируя уютные комнаты с односпальными кроватями.

Свет в конце тоннеля

Из линейного пункта направляемся на платформу. Как раз подъезжает электропоезд под управлением Евгения Черноноса. С ним мне в порядке исключения разрешили проехать в кабине, но строго-настрого запретили разговаривать, использовать вспышку фотоаппарата и велели по-возможности оставаться незаметной.

Евгений бросает короткое «Здравствуйте» в ответ на моё приветствие и тут же весь сосредотачивается на движении. Ни слова, ни взгляда, а я судорожно щёлкаю затвором фотоаппарата и пытаюсь одновременно поймать ощущение. Первое, что замечаю: нет кромешной темноты, которой я ожидала. Дорога в тоннеле освещается,  я вижу бетонные стены, по которым ползут провода. И вдруг: свет в конце тоннеля — поезд движется по метромосту. Как позже признается Евгений, когда сойдёт с электропоезда, это его любимая часть поездки, здесь льётся солнечный свет.

Евгений пришёл работать в «Нижегородский метрополитен» в 2008 году. До этого, по его словам, где только не работал. Метрополитен привлёк его стабильностью, которая обеспечивается муниципальным предприятием.

— Поначалу было интересно, в новинку всё, с годами интерес отошёл на задний план, — рассказал Евгений. — Коллектив хороший, сплочённый, что редко встретишь. Зарплата стабильная. Сегодня у меня подменная смена, то есть я меняю машинистов, которые работают на маршрутах, чтобы они могли передохнуть, поесть.

График у машинистов сменный. Смена длится от 6 до 7,5 часов.

— Я по пятидневке уже не смогу работать, привык работать по графику, — рассказал Евгений. — Со стороны кажется, что у нас работа очень простая: сидишь, рычаг передвигаешь, кнопки открывания-закрывания дверей жмёшь и всё. На самом деле моральная нагрузка серьёзная, постоянно очень много людей и эта атмосфера изматывает.

Дома Евгения ждёт верный пёс, к нему он и спешит после смены. Говорит, общение с четвероногим другом как ничто помогает расслабиться после тяжёлого рабочего дня.

Трогай!

Со станции «Московской» отправляемся на самую новую станцию «Нижегородского метрополитена» — «Стрелку».

Здесь нас встречает старший электромеханик участка линейной связи службы сигнализации и связи Никита Молюшкин. Работа его участка незаметна для пассажиров, но очень важна.

— Основная задача: организация связи по линии, телефоны административно-хозяйственной связи, телефоны тоннельной связи, то есть телефоны, которые в тоннеле установлены, стрелочные — для организации стрелочных переводов, а также часофикация — это все часы, которые на платформах установлены и в помещениях, — рассказал Никита Молюшкин.

На «Стрелке» работает новейшее оборудование для обеспечения бесперебойной работы телефонии, радиосвязи, тревожных кнопок и прочей электроники.

— Если питание пропадёт в метрополитене, может перестать работать радиосвязь, телефоны будут работать, — рассказал старший электромеханик. — Также в случае теракта пользование радиосвязью становится невозможным и телефоны остаются единственным источником связи в метрополитене.

Начальник станции «Стрелка» Светлана Комиссина работает в «Нижегородском метрополитене» с 87-го года. Начинала с дежурной по станции на «Пролетарской», работала начальником станции на «Московской», открывала станцию «Горьковская».

— Потом меня, так скажем, повысили, сделав заместителем начальника службы, а когда станция «Стрелка» открывалась, директор решил, что нужно туда отправить меня, — рассказала Светлана Комиссина. — Нужен был опытный человек и я не возражала, я люблю эту работу.

Светлана Комиссина сама отбирала сотрудников для работы на станции. Среди них — Ирина Колесова — дежурная по станции. Ирина сигнализирует машинисту, что поезд готов к отправлению

— В случае, если есть неполадки у поезда, или пассажир застрял, я подаю сигнал: открыть двери, — рассказала Ирина. — Когда поезд готов к отправлению, я показываю машинисту белый диск с чёрной точкой.

Дежурная по станции работает в часы пик. В остальное время её присутствие не обязательно. По словам начальника станции «Стрелка» она обратила внимание на Ирину за «горящие глаза». И, действительно, как оказалось, работа в метро была детской мечтой молодой девушки.

— Первый раз я попала в метро, когда мне было 5 лет, мама повезла меня в цирк и мы ехали с «Парка культуры» до «Московской», — рассказала Ирина. — Я была в таком шоке: транспорт под землёй, тоннели! Это впечатление осталось со мной на всю жизнь. И пока я росла, я всё время думала, что я хочу здесь работать, хочу знать, как здесь всё устроено и прокладываю свой путь.

…Я покидаю Нижегородскую подземку, когда едва начинает темнеть. Для многих сотрудников метрополитена рабочий день в разгаре или только начинается. А я теперь каждый раз, провожая взглядом кабину машиниста или дежурную по станции, уже точно знаю, какой непростой труд стоит за этой  «подземной романтикой».

Кстати, все интересные и важные тексты мы публикуем на «Дзене».
Подписывайтесь и читайте нас на Яндекс.Дзен.

Подпишитесь на нас

Похожие публикации