От кустарного производства до промышленных масштабов: как изделия вознесенских мастеров покорили Европу и Америку

От кустарного производства до промышленных масштабов: как изделия вознесенских мастеров покорили Европу и Америку
Фото Кирилла Мартынова
Губернатор Глеб Никитин восхитился работой художников

Расписные коты и традиционные матрёшки, деревянные развивающие игрушки и новогодние разноцветные снежинки для ёлки – в цехах удивительного сувенирного предприятия в Вознесенском районе приятно пахнет липовой стружкой и лаком.

 

70 % этой яркой экологически безопасной продукции отправляется на экспорт в десятки стран: в Чехию, Польшу, Словакию, Румынию, Германию, Великобританию, Францию, Израиль, США, Мексику, Китай и другие.

Губернатор Глеб Никитин посетил предприятие в рамках рабочей поездки в Вознесенский район и обсудил с мастерами перспективы развития промыслов.

 

Сделано не в Китае

Двадцатитрёхлетняя Евгения Вилкова с увлечением надевает разноцветные фетровые колпачки на головы деревянных гномиков. Такие наборы из 12 сказочных персонажей для детского творчества – только один вид из многочисленного ассортимента выпускаемой здесь продукции, который составляет порядка 10 тысяч наименований. Вся продукция – из липы, покрывается специальной безопасной краской из пищевых красителей. Её напарница и ровесница Вера Мизеркова говорит, что работа очень нравится – творческая, да ещё в родном Вознесенске, не надо далеко ехать Каждое изделие из ассортимента предприятия уникально – разрабатывают их местные художники.

– В этом году у нас 50 новых разработок, – говорит художница Татьяна Рожкова. – Постоянно работаем над обновлением ассортимента. Например, есть такой вид развивающих игрушек, как белые заготовки для художественного творчества детей. Сувенирной продукции порядка 300 наименований.

Ручная роспись также привносит индивидуальность в каждую матрёшку или кота. Часть продукции расписывается автоматически, с помощью лазерных установок, наносящих на изделие нужный рисунок.

Покрытие лаком сувенирной продукции выполняет робот: расписные матрёшки большим коллективом въезжают в специальный закрытый агрегат и выезжают оттуда ещё более красивыми, идеально полаченными. Работники, которые прежде трудились на фабрике «Полх-Майданская роспись», хорошо помнят, каким примитивным был прежде процесс лакирования; каждую матрешку просто опускали в емкость с лаком. Изделия получались в потёках, много выходило брака.

– За смену тогда успевали пролачить до тысячи комплектов пятиместной матрёшки, – говорит Алексей Лухманов. – Робот же выдает за смену 3200 пролаченных комплектов, причём отличного качества.

Осмотрев производство, губернатор отметил, насколько качество воскресенских матрёшек лучше китайских подделок.

– Видно, что сделано не в Китае, – похвалил продукцию Глеб Никитин.

Кстати, на предприятии работает порядка 100 сотрудников. И ещё человек 300 надомников, которые, не выходя из дома, могут заработать очень приличные по районным меркам деньги.

44 страны мира покупают матрёшек из Вознесенского района.

Отходы – на отопление

На предприятии есть своя пилорама, большой фрезер раскраивает фанерные листы. Есть сушилка для сырья, чтобы заготовки получались качественными. Кстати, вся продукция здесь делается только из липы. По словам генерального директора предприятия Алексея Лухманова, здесь налажена практически безотходная технология. Древесная стружка и более крупные отходы используются для обогрева производственных помещений и административного корпуса. Чурки дробятся и отправляются в специальный бункер, где получается так называемая топливная смесь.

– Двух зайцев одним выстрелом, – поясняет директор предприятия. – Не надо платить за вывоз отходов и заключать договоры на поставку теплоэнергии.

Производством деревянной игрушки и сувениров семья Лухмановых начала заниматься в Вознесенском районе в 2005 году. В 2016-м они зарегистрировали ИП, на котором тогда работало всего четыре человека. Сейчас на производстве трудится уже 49 человек, в планах на 2020 год – создать около 100 рабочих мест, а также привлечь большее количество художников, работающих на дому.

 

Традиции – в бизнес

По словам Алексея Лухманова, распределительный цех продукции у них находится в Праге, откуда нарядные матрёшки и прочие расписные игрушки расходятся по другим зарубежным адресам. Пройти мимо распределительного центра невозможно: около него установлена почти трёхметровая матрёшка.

У руководителей предприятия большие планы на будущее.

– Мы строим новый цех, который должен быть готов к Новому году, – поделился Алексей Лухманов. – Там будет большой склад, участок сборки. Нам бы хотелось выйти на показатели минимум 1-1,5 млн изделий в год. За 2020 год мы должны увеличить прибыль в 2,5 раза. С вводом нового цеха мы сможем уже обеспечить более 100 рабочих мест, и на такой объём изделий нам необходимо привлечь более 300 художников, работающих на дому в Вознесенском районе.

– Регион, конечно, заинтересован в развитии таких предприятий, потому что для района это в первую очередь новые рабочие места, – отметил Глеб Никитин. – Мы готовы оказывать поддержку, в том числе в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», утверждённого Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

Губернатор также рекомендовал руководителям предприятия обратить внимание на сохранение традиций народных художественных промыслов, в том числе полхов-майданской росписи.

Наша группа ВКонтакте: интересные новости, живое обсуждение, розыгрыши и призы. Подписывайтесь!
Подпишитесь на нас
Похожие публикации