По большому счёту. Из-за чего нижегородские предприниматели спорят с энергетиками

По большому счёту. Из-за чего нижегородские предприниматели спорят с энергетиками
Фото Александра Воложанина

Нижегородские предприниматели жалуются на действия энергетиков. Они заявляют о спорных фактах выставления миллионных счетов за ресурсы, которые якобы потреблялись безучётно. В свою очередь в «МРСК Центра и Приволжья» говорят о том, что в 2018 году было выявлено более 3,5 тысячи случаев безучётного и бездоговорного потребления электроэнергии, по сути воровства, с ущербом в 625 миллионов рублей. Энергетики, предприниматели и представители власти за круглым столом обсудили проблему безучётного потребления ресурса, выяснили причины её возникновения и попытались найти пути выхода из сложившейся ситуации.

 

Пломба на миллион

Фермер Андрей Покаляев из Воскресенского района оказался в числе тех, кому выставили счёт за безучётное потребление электроэнергии на 700 тысяч рублей. Сумма для представителя малого бизнеса астрономическая. Фермеру вменяют в вину тот факт, что у него на приборах учёта нарушена целостность антимагнитной пломбы. При этом обычные пломбы на счётчике не были нарушены, к тому же прибор учёта находился в общедоступном месте, где к нему имел доступ любой прохожий. Фермер пытается доказать свою невиновность в суде: ведь оплата суммы в 700 тысяч рублей грозит предпринимателю разорением.

У директора ЗАО «Нижегородагропроект» Татьяны Пимкиной из Арзамаса похожая история. Из пяти счётчиков на трёх сработали антимагнитные пломбы. В итоге предпринимателю выставили счёт в миллион рублей, и это притом что ежемесячная плата по счётчикам составляла 140-180 тысяч рублей.

Дорожно-строительная организация «Эйдос» вынуждена была заплатить в декабре 2018 года 20 миллионов рублей. Сумму рассчитали исходя из пропускной способности силового кабеля на одном из дорожных участков. При потребности предприятия в летний период в 38 тысяч киловатт-часов сетевики выставили 4 млн киловатт-часов. С гигантскими суммами руководство компании не согласилось, но было вынуждено оплатить миллионный счёт, чтобы сохранить репутацию.

Всего в управление Федеральной антимонопольной службы в 2018 году поступило 55 заявлений от предпринимателей, которые жалуются на незаконные проверки и спорные счета. Это в пять раз больше, чем в 2017-м.

В одной лодке

У энергетиков своя правда. Они считают, что описанные случаи скорее единичны. А вот доказанных фактов воровства действительно много.

«За 2018 год у нас было выявлено 3334 факта безучётного потребления электроэнергии на 158 млн киловатт-часов. Из них всего 217 актов составлено по факту срыва антимагнитной пломбы», – рассказала начальник отдела реализации услуг «Нижновэнерго» – филиала «МРСК Центра и Приволжья» Ольга Мусихина. – «По правилам акт о безучётном потреблении при срыве антимагнитной пломбы составляется только в том случае, когда потребитель был уведомлён об установке такой пломбы и об ответственности за её срыв».

Также энергетики напоминают: потребитель обязан вовремя делать поверки счётчиков, следить за их сохранностью и ставить в известность поставщика ресурса – ПАО «ТНС энерго НН», если прибор вышел из строя.

С тем, что воровство нужно пресекать, а приборы учёта должны находиться в целости и сохранности, никто не спорит. Но как быть тем предпринимателям, которые честно платили по счетам, однако попали в списки недобросовестных клиентов?

«Я абсолютно уверен, что нарушение целостности антимагнитных пломб не может быть доказательством недобросовестности потребителя», – заявил министр энергетики и ЖКХ Нижегородской области Андрей Чертков. – «Эти пломбы очень чувствительны, они реагируют на малейшее влияние любого магнита. Мы сейчас пытаемся всячески поддержать представителей малого бизнеса… Мы все сидим в лодке под названием «Бюджет Нижегородской области», и не в наших интересах её раскачивать. Нужны общие правила игры и для предпринимателей, и для сетевиков – открытые и нормальные».

Договор дороже денег

Сложно не только потребителям, но и энергосбытовой компании ПАО «ТНС энерго НН», которая оказалась между двух огней.

«Сбыт всегда находится на острие», – отметил исполнительный директор ПАО «ТНС энерго НН» Алексей Астафоров. – «С одной стороны, наш партнёр – сетевая компания. Очевидно, воровство – бич современной электроэнергетики. С другой стороны, у нас есть добросовестный потребитель, интересы которого превыше всего».

По словам Алексея Астафорова, огромные счета за неучтённую электроэнергию формируется из-за того, что при расчёте используется максимально возможная мощность кабеля. Порой эти расчёты действительно в 10 раз превышают объём фактического потребления. Чтобы этого не происходило, величина максимальной мощности энергопринимающего устройства должна прописываться в договоре энергоснабжения.

«Мы призываем всех потребителей заключать договоры надлежащим образом, прописывая максимальную мощность», – порекомендовал Алексей Астафоров. – «Кроме того, во время судебных процессов нередко выясняется, что потребитель подписал акт о безучётном потреблении, хотя был с ним не согласен. Этого делать не нужно. Во время снятия показаний, осмотра прибора учёта собственнику обязательно нужно присутствовать лично. Важно своевременно делать поверку счётчиков. «ТНС энерго НН» уведомляет потребителя о том, что истекает межповерочный интервал, за два месяца. Если поверка не сделана к сроку, то ещё в течение двух месяцев начисления производятся по среднему объёму, а затем расчётным методом по максимальной мощности либо максимальному сечению кабеля. Тогда суммы вырастают в разы. Чтобы не допускать подобных ситуаций, надо со всей ответственностью относиться к учёту электроэнергии. Что касается антимагнитных пломб, то, на наш взгляд, их использование достаточно спорно. Они могут применяться лишь как дополнительный механизм для установления факта безучётного потребления электроэнергии».

Спорный механизм

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по поводу антимагнитных пломб тоже высказываются весьма категорично.

«Первое, с чем приходится сталкиваться, – неотлаженностью механизма пресечения воровства», – заявил представитель УФАС Андрей Сдельников. – «Практика показывает: сотрудники организаций часто просто фиксируют факт нарушения антимагнитной пломбы. Но ведь иногда для того, чтобы она размагнитилась, достаточно просто поднести телефон, в котором есть громкоговоритель, содержащий антимагнит, или намагниченную отвёртку. Наши эксперты однозначно заявляют: факт срабатывания антимагнитной наклейки даёт организации право лишь задуматься о том, что, возможно, было безучётное потребление, дальше надо снять прибор и отвезти его на экспертизу. Второй момент: счётчики часто находятся вне зоны контроля потребителя. И это не позволяет индивидуальным предпринимателям контролировать или ограничивать доступ третьих лиц».

Заместитель генерального директора ПАО ГК «ТНС энерго» – управляющий директор ПАО «ТНС энерго НН» Олег Шавин заявил, что энергосбытовая компания анализирует каждый акт безучётного потребления электроэнергии и при отсутствии оснований для обвинения потребителя в нарушении учёта оспаривает акт в судебном порядке, защищая права клиента.

«В сбытовой компании все прекрасно понимают, что потребитель – это наше всё. Он покупает электроэнергию, платит деньги. Не будет человека, который каждый день щёлкает клавишей выключателя, никому не понадобятся энергетики. Поэтому во всех спорных случаях нужно в первую очередь внимательно выслушивать клиента», – подчеркнул Олег Шавин.

В результате дискуссии участники круглого стола сошлись во мнении о целесообразности разработки меморандума, направленного на взаимное соблюдение требований действующего законодательства участниками рынка. А в ПАО «ТНС энерго НН» принято решение проводить разъяснительную работу по безучётному энергопотреблению для предпринимателей.

 

На правах рекламы

Кстати, все интересные и важные тексты мы публикуем на «Дзене».
Подписывайтесь и читайте нас на Яндекс.Дзен.

Подпишитесь на нас

Похожие публикации