Своё кино
Десятая муза при всей ее избалованности и звездности не столь уж редко обращает свой взор в сторону театральных артистов нестоличной России. Именно так мир экрана обогащается новыми лицами и яркими дарованиями. Нижегородские служители сцены всегда вносили в этот процесс творческой подпитки свою лепту. Вот недавно вернулся из Москвы с кинопроб народный артист РФ Валерий Васильевич Никитин.О результатах говорить определенно пока рано, да и сглазить боязно. Ведь роль большая, интересная и, что важно, у хорошего режиссера Андрея Эшпая в новом крупном кинопроекте. А осенью в эфире НТВ состоится премьера сериала «Простые парни из УгРо», в котором ведущий артист Нижегородского академического театра драмы снялся в прошлом году.Правда, сам В. В. Никитин говорит о «романе» с музой кино очень осторожно и даже не без самоиронии:? Я ведь езжу на кинопробы начиная с 25 лет. Обычно все на том и заканчивалось. Были от случая к случаю малозаметные эпизодики в картинах, не стоящие упоминания. Со временем я стал сам себя называть ? король кинопроб.Тут позволю себе прокомментировать слова Валерия Васильевича. То, что его с такой завидной регулярностью звали на смотрины, уже о многом свидетельствует. Внешность у него колоритная, фактурная, а какое нутро, какое умение снайперски точно использовать выразительную психологическую деталь! И, конечно же, очевидна в игре крепкая русская актерская школа, мастерство погружения в характер персонажа. Все это замечали ассистенты самых известных режиссеров, и поступали приглашения попробоваться. У Салтыкова и Самсонова, у Гайдая и Меньшова. Валерий Никитин так часто появлялся на «Мосфильме», что некоторые сотрудники студии искренне считали его штатным артистом. Да и в Санкт-Петербург к Алексею Герману доводилось ездить, когда тот приступал к съемкам «Хрусталев, машину!», позже ? к экранизации Стругацких «Трудно быть богом». А какие образы (пусть и ненадолго) примерял на себя! Разумихин в «Преступлении и наказании», Василий в «Любовь и голуби», Остап Бендер в «12 стульях». Если учесть, что на роль того же турецкоподданного перепробовался тогда чуть ли не весь цвет актерства, включая Валентина Гафта, Николая Губенко и многих других, то оказаться в подобной компании оставшихся «за бортом», пожалуй, почетно, а не обидно.И все же немалое это испытание ? раз за разом оставаться в списках невостребованных. Особенно когда в театре ты на ведущем положении, играешь лучшие роли мирового репертуара, имеешь успех, признание. Как пережить ситуацию афронта?? Знаете, кинорежиссеры, с которыми я имел дело, были очень деликатны, ? объясняет В. В. Никитин. ? Старались не ранить, даже отказывая, говорили добрые слова и обещали иметь в виду. Пожалуй, только Владимир Меньшов прямо заявил мне, что дело безнадежное. На пробе к фильму «Любовь и голуби» я играл эпизод с Дорошиной. Она-то в роли Нади что рыба в воде, поскольку уже играла ее в спектакле театра «Современник». Соответствовать такой партнерше было очень трудно, вдобавок я сильно зажался. И Меньшов не скрыл разочарования после нескольких неудачных дублей: «Старик, ты чего? Если так пойдет, мы картину за полгода не снимем». А после меня на роль Василия очень удачно попробовался Михайлов, ему она и досталась.Муза кино повернулась лицом к нашему артисту несколько лет назад, когда в Нижнем, на Щелоковском хуторе, Андрей Эшпай снимал ряд сцен своей телеверсии «Детей Арбата». Помощники режиссера, заглянув в местный драмтеатр и увидев в фойе фотографию Валерия Никитина, заинтересовались исполнителем. Так и попал он на телеэкран. Сыграл сельского старика в эпизодах ссылки главного героя. Роль небольшая, но запоминающаяся. Судя по всему, и режиссеру понравилась работа актера. Вот опять позвал на пробы.С Мариной Веденеевой, для которой «Простые парни из УгРо» ? режиссерский дебют, у Валерия Васильевича тоже сложились хорошие отношения. Тут ему выпала задача необычная ? воплотить закоренелого убийцу. Гоняется за бандюгой по лесам и болотам молодой оперативник, а тот все-таки ускользает: в финале порешил себя сам злодей. Живописный образ, говорит В. В. Никитин. А еще это был хороший актерский тренинг, ведь задачи ставились очень жесткие. У каждой сцены свой хронометраж: тут уложить свои действия в 30 секунд, там ? в 3 минуты. Все надо выполнить четко, быстро, жанр такой ? экшен. По-своему непростой, требует от исполнителя мобилизации, умения мгновенно настроиться, сконцентрироваться.Верится, что кинематограф еще откроет артиста Никитина. Знаете почему? Потому что есть индивидуальность, талант и, кроме колоссального стажа творчества на большой сцене, ? другой уникальный опыт. Валерий Васильевич много лет выступает с чтецкими программами и моноспектаклями. Сейчас очень увлечен этой совершенно особой сферой артистической деятельности, которая, между прочим, учит работать на крупном плане полутонами. Артист обретает радость общения с великой русской литературой, с живописным, духовно наполненным словом Василия Шукшина, Юрия Казакова, Ивана Шмелева. Его подкупает та степень свободы, с которой можно занырнуть в приглянувшийся материал и, преодолев муки сомнений, поисков, неуверенности, вдруг легко заскользить в живом потоке художественного текста. Ему нравится даже выступать перед ребятами в школьных абонементах, увлекая за собой в удивительный мир богатых чувств и мыслей эту трудную слушательскую аудиторию. Такое вот удивительное дело, которое требует огромного творческого ресурса и не тщеславного мельтешения, а служения.Похоже, Валерий Никитин давно уже создает свое кино ? так зримо образны, полифоничны его литературные программы. И мы, нижегородцы, имеем счастливую возможность быть зрителями этих необычных «экранизаций» мастера. Ну, а настоящих экранных премьер тоже ему от всей души желаем.