Вознесенский Печерский мужской монастырь

Храмы монастыря

Храм в честь Вознесения Господня.
Храм преподобного Евфимия Суздальского.
Успенский храм при трапезной палате.
Храм в честь святых апостолов Петра и Павла.
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
Домовая церковь в архиерейском корпусе.

Святыни монастыря

Рака с частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев (свыше ста частиц мощей святых угодников).
Рака с частицами мощей Божиих угодников.
Ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской.
Ковчег с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского.
Икона целителя Пантелеимона с частицей мощей.
Икона святителя Дионисия Суздальского.
Феодоровская икона Пресвятой Богородицы.
Владимирская-Оранская икона Божией Матери.
Киево-Печерская икона Пресвятой Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием (была подарена обители приснопамятным митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым)).

История монастыря

Вознесенский Печерский мужской монастырь основан в начале XIV столетия монахом Киево-Печерского монастыря Дионисием, ставшим впоследствии Суздальско-Нижегородским архипастырем, крупнейшим историческим деятелем своего времени.

Древнейший период истории монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми датами основания Печерской обители считаются 1328 или 1330 год. Инок Дионисий отправился из Киево-Печерской Лавры в путь, взяв с собой святой образ – список с Печерской Нерукотворной иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим сведениям – в 1105 году). Чудотворный образ Пресвятой Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет Нижнего Новгорода. На крутом берегу Волги инок Дионисий ископал себе пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала стекаться братия. Началось строительство деревянного монастыря, в основание которого была поставлена церковь во имя Вознесения Господня. Этот первый возведенный храм и дал имя обители; название же Печерский монастырь получил в память о первых пещерах, ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонницы. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, затем – архимандрита. Из стен Печерской обители вышли такие великие русские святые, как преподобный Евфимий Суздальский и преподобный Макарий Желтоводский.

Вознесенский Печерский монастырь все более укреплялся как духовный и культурный центр земли Низовской. Предположительно именно здесь монахом Лаврентием был создан древнейший летописный свод – Лаврентьевская летопись.

Печерская обитель в последующие столетия продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена – и запустения, и возрождения. Князья и знатные люди вносили значительные вклады на помин души в монастырскую казну: жертвовали денежные средства, земли, охотничьи, бортные, рыбные и иные угодья, села. К середине XVI века монастырь владел весьма обширными земельными вотчинами, в самой обители были воздвигнуты шесть каменных храмов (тогда как в городе их было только три).

18 июня 1597 года случилось несчастье: гигантский оползень с горы полностью уничтожил монастырь. Признаки надвигающейся катастрофы обнаружились за неделю до происшествия, и все монахи заблаговременно были выведены в безопасное место, унеся с собой иконы, ризы, утварь. В результате оползня были разрушены все храмы обители, но никто из людей не пострадал. После оползня в развале горы были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в обители и почившего за 30 лет до обрушения горы.

Гроб со святыми мощами поставили на месте старого монастыря, возвели над ним гробницу, а через год – деревянную церковь. Позднее она была перестроена в камне и освящена в честь Преображения Господня. Храм и сейчас является украшением Старо-Печерской слободы Нижнего Новгорода. И по сей день люди приходят к гробнице угодника Божия Иоасафа, прославленного в лике местночтимых святых в 1993 году.

На новом месте, выше по течению и ближе к городу, монастырь возводили «царский подмастерье каменных дел» Антип Возоулин, Федор Опарин, старец Изосима, костромские и балахнинские каменщики. Монастырский ансамбль с главным пятиглавым Вознесенским собором был отстроен к середине XVII столетия. Обитель благоукрашалась и укреплялась, к началу реформ императрицы Екатерины II в 1764 году за обителью числилось до 6000 десятин пахотной земли и 8236 крестьянских душ, три подворья в Нижнем Новгороде и одно в Москве. После секуляризации монастырских земель Екатериной II для монастыря наступили времена бедности и запустения. Обители вместо вотчин и земель было определено жалование, которого не хватало для содержания монастырских строений в должном состоянии. Храмы монастыря ветшали и от полного разрушения сохранялись лишь стараниями братии и пожертвованиями прихожан.

С середины XIX века настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиереи, затем викарные епископы с титулом Балахнинские, которые проявляли особую заботу об обновлении монастыря. Так, стараниями епископа Балахнинского Агафодора (Преображенского) в 1888 году было открыто Свято-Владимирское духовное училище для мальчиков из бедных семей священнослужителей.

После 1917 года Вознесенский Печерский монастырь разделил участь большинства православных храмов и обителей – осквернение и запустение. В 1925 году монастырь был передан в ведение Губмузея. Богатейшая ризница разграблена, здания стали использоваться под жилье и хозяйственные нужды, колокола и ограда переплавлены.

В 1960 году ансамблю Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1971 году трудами коллектива Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни.

В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и первым вновь освященным храмом стала надвратная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского. В 1999 году был освящен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, в 2000 году в престольный праздник Вознесения Господня состоялось освящение главного Вознесенского собора.

Сегодня основные реставрационные и восстановительные работы в монастыре завершены. Милостью Божией не прервались древние традиции Печерской обители, не прекращается ее духовная и молитвенная жизнь.

Источник: «Нижегородская митрополия»