Возрождение ремесла на Воротынской земле

Возрождение ремесла на Воротынской земле
ВОРОТЫНЕЦ

Наши предки уже на ранней стадии развития человеческого общества пытались использовать природу для своих нужд. Они подвергали природные материалы обработке с помощью каких-либо приспособлений, инструментов, физических процессов, например, горения, и в результате из их рук выходит совершенно новое изделие, порой отличающееся от первоисточника своими физическими свойствами, предназначением, использованием. Человеческая фантазия не знает границ и может побудить любого из нас, обладающего творческим переосмыслением действительности, к занятиям с любыми природными материалами. Так человек освоил плетение из ветвей дерева, из травы, длинных листьев, ткачество из волокон растений и шерсти животных, лепку из глины, выплавку стекла, металлов, обработку дерева…

Так рождались ремесла — рукоделие. Вот и наши предки, отдыхая от весенне-летних трудов праведных на полях, лугах и огородах, долгими осенними и зимними вечерами занимались рукоделием. Причем, не только женщины. Они больше вязанием, ткачеством да шитьем занимались. А мужчины и лапти сплетут, посуду из глины слепят, сапоги стачают, лошадь подкуют. Со временем люди поняли, что совсем не обязательно все самому делать: и шить, и плести, и выпиливать. Появились настоящие умельцы своего дела. Мастера, да и только!

Вот им — мастерам, хранящим, возрождающим народные ремесла на нашей Воротынской земле, и посвящаем мы новую рубрику. Надеемся, что читатели подскажут нам их имена и адреса, а мы расскажем о них на страницах газеты.

Кстати, рукоделие помогает умственному развитию человека, особенно в юном возрасте. Вы обратили внимание, как часто воспитатели детских садов рассказывают о значимости развития мелкой моторики? Старики считали, а современные ученые подтвердили, что чем больше человек упражняет руки тонкой работой, тем умнее и мудрее он становится! Между мелкими движениями пальцев и развитием мозга существует связь. Особенно полезно упражнять руки лепкой, вышиванием, выпиливанием, собиранием конструктора, резьбой по дереву, работой с соломкой, полосками бумаги — всё это не просто интересно и увлекательно, но и очень полезно для развития!

Перебирая документы XVIII-XIX в.в., старые книги, слушая воспоминания старожилов, обратил внимание, что ремесел, которыми бы занималось значительное число жителей села и деревни, у нас не было. Существовали скорее подсобные промыслы, а ремесло как мелкотоварное производство полноценного развития не получило, здесь сказался уровень земледелия: достаточно плодородная почва, обилие лугов, Волга, Сура, малые реки давали простор для традиционных занятий — сельское хозяйство, садоводство, рыболовство и промыслы, связанные с рекой, обеспечивали крестьянские семьи. Гончарное, кузнечное, ткацкое дело давало лишь небольшой дополнительный доход — не более того. А вот благодаря обилию лесов, плотницкое дело было поставлено на широкую ногу: редко бывало, что какой-либо из мужиков не умел срубить ну уж если не дом, так баню, амбар или какую-нибудь другую хозяйственную постройку. А окна на улицу глядели резными наличниками. Они до сих пор украшают дома наших сел и деревень. Кто-то умудряется приспособить старые наличники к новым пластиковым окнам. Понимают хозяева, что без этого украшения дом не улыбается.

Так уж повелось, что ремесла со временем разделились на мужские и женские. В принципе, деления и не было, просто так сложилось, что мужчины занимались рукоделием, которое требовало большей силы и выносливости, а женщины — работой, требующей терпения, изящества. К «мужским» ремеслам относились резьба и роспись по дереву, кузнечное дело, плетение из бересты. А к женским — ткачество, шитье, вышивка и вязание. Только сегодня можно встретить женщину-кузнеца, а среди портных, или как их называют на иностранный лад — кутюрье, так и вовсе мужчины лидируют. А плетением и вязанием (видели финскую мужскую команду по кёрлингу?) с равным успехом занимаются и те, и другие.

Вот и сегодня наш рассказ о мастере, который осваивает уникальное ремесло — рогозо- плетение.

Знакомьтесь, Сергей Валерианович Зайтов. Живет он в пос. Лысая Гора. Здесь прошло его детство, после школы, как многие его сверстники, подался в город. А потом жизнь круто повернула, и он снова приехал в родительский дом. Домашнее хозяйство — огород, живность —  дают возможность жить на селе. Только Сергей — человек творческий. Художественная жилка, перешедшая от матери — Евгении Тимофеевны и отца — Валериана Филипповича, не сгинула. Сергей с детства перенимал их навыки и умения, учился у них вязать, плести корзины. Он и в городе работал художником-оформителем и даже освоил профессию по художественной окраске автомобилей. Вот и вернувшись на родину, не хотелось опускать руки, тем более, если они из правильного места растут. Из рук Сергея выходили и изящные корзинки из лозы, и разноцветные шали. Свое творчество он демонстрировал на выставках и конкурсе «Таланты земли Воротынской» в районном центре, на празднике чувашской культуры «Питрав-Пуххи». Имеет награды — грамоты, дипломы.

И вот теперь — новое занятие. Интересуюсь: давно ли осваивает новое ремесло?

— Второй год, — говорит Сергей. — Первые изделия можно назвать пробниками, ученичеством. Однако они понравились моим родственникам. Вот и получилось, что большинство прошлогодних изделий раздарил, немного продал. Появилось желание делать более крупные вещи. Простое увлечение постепенно перерастает в серьезное занятие.

И мастер начинает демонстрировать свои произведения, которые заслуживают высокой оценки самых искушенных ценителей народного творчества. Он раскладывает и развешивает рукотворные ковры, расставляет вазы и шкатулки, тапочки и сланцы, шляпы и кепки, сплетенные из листьев камыша. Да-да, камыша, которого так много по берегам наши речек и озер. Сергей утверждает, что овладеть этой техникой может как взрослый, так и ребенок. Было бы желание.

— Ну, одного желания здесь явно мало, нужно то самое художественное чутье, вкус.

Сергей соглашается:

— Узоры ковров и панно рождаются в голове, а потом косички свиваются, скручиваются в завитки и розетки, рождается орнамент. Мечтаю о большом ковре, которым бы могли любоваться люди — в просторном фойе, холле. Вот предложили устроить выставку в сельском клубе: это хорошо, конечно, но хочется, чтобы эти вещи увидели не только односельчане, а и другие люди. А вдруг кому-то захочется заняться этим делом, и тогда у меня появятся единомышленники, с которыми можно и опытом поделиться, и обменяться новыми идеями.

— Представим, что читатели заинтересовались, появилось желание попробовать. А с чего надо начать? И какие качества важны для мастера рогозоплетения?

— Первым делом материал приготовить нужно. А его у нас в районе предостаточно.  Заготавливаю осенью — в сентябре после окончания огородных сельхозработ. В болотных сапогах длинным ножом срезаю камыш под водой, сушу. А потом из листьев плету косички по 20-30 метров. Толщина их может быть разной, в зависимости от вещи, которую предполагаешь сплести. Днем плету косички, а вечером сворачиваю их в завитки, укладываю в замысловатые узоры, сшиваю их для прочности. Приспособлений никаких не нужно, только длинная толстая игла и капроновые нитки или леска.

Конечно, эта работа требует и терпения, и усидчивости. Ведь на один коврик надо изготовить до ста метров веревки, сплетенной из листьев. А это колоссальный труд.

Жена Наталья Алексеевна поддерживает меня в этом деле, не возражает против моих увлечений.  Попросила вот сланцы сплести. Красивые получились. И на ноге легко, и подошву массажируют.

А вот шляпы и бейсболки будут хороши в жаркую пору. Ведь камыш хорошо впитывает влагу, голова не перегреется и меньше потеть будет.

Рассматриваю изделия и соглашаюсь, что эти творения рук человеческих должны увидеть люди.

— Коврик может прослужить лет десять, а панно или ваза — и того больше, — говорит Сергей. — Собрал летом гербарий, засушил, поставил в вазочку — красиво и глазу приятно.

По мере освоения ремесла появляются хитрости: так, например, одну сторону ковра можно сделать светлой, а другую — темной.

Прощаясь, Сергей продемонстрировал технику плетения косички. Соглашусь, что ничего особенного в этом нет. Кроме желания творить и дарить людям радость общения с рукотворной красотой.

Надеемся, что это желание у Сергея Зайтова не угаснет, и воротынчане воочию познакомятся с техникой рогозоплетения, а может, кто-то еще попробует освоить плетение не только из листьев камыша, но и из настоящего рогоза, которого на наших реках, озерах и болотцах также много.

Одно из перспективных направлений развития нашего района — туризм. Однако туризм трудно представить без народных промыслов, ремесел. Турист едет не только за «селфи» на фоне наших памятников и природных красот, но и за впечатлениями от знакомства с людьми, мастерами, умельцами. И будет еще лучше, если он сам попробует что-то сделать своими руками.

Воротынский район не обделен природными материалами: есть дерево, высококачественная глина. Нужен центр, объединяющий мастеров, поддерживающий их инициативу и творчество.

 

Автор: Александр ДЮЖАКОВ, фото автора

Источник: «Воротынская газета»

Кстати, все интересные и важные тексты мы публикуем на «Дзене».
Подписывайтесь и читайте нас на Яндекс.Дзен.

Подпишитесь на нас

Похожие публикации