Жителей города неожиданно превратили в дачников

Фото Анатолия ПАНЧОХИНА

Ещё недавно жители посёлков Гнилицы, Нагулино и Стригино Автозаводского района считали себя полноправными представителями областного центра. Пока не выяснили, что по генеральному плану, оказывается, они живут на… территории садовых товариществ. В отчаянии люди обивают пороги инстанций: они уже не могут узаконить ни одно новое строение на своих участках и опасаются, что в будущем их жильё просто снесут.

В зоне взлёта

Как рассказали сами нижегородцы, о нововведениях они узнали совершенно случайно. Пытаясь узаконить баню или пристрой, горожане вдруг один за другим стали получать отказы. Тут-то и выяснилось, что их дома находятся в зоне коллективных садовых товариществ, а потому индивидуальному жилищному строительству здесь не место.

– Нас поставили перед фактом! – возмущается местная жительница Татьяна Сергеевна Кузьмина.– Между тем возникает правовая коллизия: на руках у большинства имеются свидетельства права собственности на землю под индивидуальное жилищное строительство, дома зарегистрированы как индивидуальное жильё. А проживаем мы, как выяснилось, в садовом товариществе. Кроме того, есть участки, которые попадают в так называемую зону «Г», где по воздушному кодексу вообще нельзя жить. Как быть с этими обстоятельствами?

Волнение людей объяснимо. В посёлках 1800 домов. Здесь храм, школа, два детских сада, магазины. Стригино и Гнилицы существуют с 1632 года, с 1919 года относятся к черте города. И вдруг люди узнали, что живут на территории садоводческого товарищества! С весьма туманными перспективами…

Прилетели…

Как выяснилось, такое решение было принято городской Думой ещё 17 марта 2010 года при утверждении генерального плана. В 2017-м изменения вступили в силу, и земли благополучно перевели из категории ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) в коллективные сады со всеми вытекающими последствиями. Но почему такое вообще стало возможно, учитывая, что на этих участках уже построено около 2000 тысяч домов?!

Александр Нагин, глава Автозаводского района, на встрече с жителями пояснил: перевод земли из одной категории в другую связан с близостью аэропорта.

– По-другому план развития города никто принять не мог. Зона вокруг аэропорта была всегда, просто на неё не обращали внимания. Такой вариант устраивает всех жителей, кроме тех, кто занимается стройкой и реконструкцией сейчас, – пояснил Александр Владимирович.

На встрече с жителями также прозвучала информация о том, что у Росавиации могут возникнуть претензии, если категория использования земель останется прежней. Однако местных жителей судьба их домов волнует гораздо больше, чем недовольство воздушного ведомства.

Здесь строить нельзя

Редакция «НП» обратилась за комментариями в администрацию города. Там сообщили: в последнее время жители неоднократно просили вернуть спорной территории статус зоны индивидуального жилищного строительства.

– Этот вопрос рассмотрен комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки. Принято решение о нецелесообразности изменения зонирования, ввиду того что рассматриваемая территория находится в границах зоны «Г» – санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлёта и посадки воздушных судов («Международный аэропорт Нижний Новгород»), в которой запрещено размещение жилья. Также рассматриваемые территории расположены в границах взлёта и посадки воздушных судов, которые согласно требованиям СаНПиН не подлежат застройке, – пояснили в администрации.

На встрече представители власти пытались успокоить жителей, заявляя, что никто дома сносить не собирается, а при подготовке генплана мэрия применила специальный регламент, по которому посёлки переведены в зону коллективных садов только до 2030 года, а затем их вернут в категорию ИЖС. Впрочем, накал страстей от этого не снижается.

Люди создали инициативную группу, записываются на приёмы к руководителям департаментов и готовят коллективное исковое заявление в суд.