Классный час для одного ученика: как учат в малокомплектных школах

Газета "Нижегородская правда"
Классный час для одного ученика: как учат в малокомплектных школах
Фото: из архива Светланы Тихомировой
Один из плюсов таких школ - возможность индивидуальных занятий с каждым учеником

Каждое утро учитель русского языка и литературы Елена Геннадьевна Тихомирова приезжает в Черновскую основную школу Шахунского городского округа за 30 километров от дома. За 30 лет работы в этой маленькой сельской школе прикипела к ней всей душой, найти место работы поближе никогда не думала. В школе всего 36 учеников. В пятом классе, в котором Елена Геннадьевна является классным руководителем, ученик один.

 

Маленькая, но современная

 

Ребята ездят в Черновскую школу из нескольких населённых пунктов – из посёлка Луговой, деревни Ильинки. Пятиклассник Дима из класса Елены Геннадьевны приезжает на рейсовом автобусе из деревни Буренино, где всего домов десять, нет ни интернета, ни магазина, ни медпункта. Школа для него и его двух братьев – единственный очаг культуры, которым они очень дорожат.

Школа в селе Чёрное небольшая, но очень современная. В каждом классе интерактивная доска, мультимедийные проекторы, компьютеры, ноутбук у каждого учителя. И очень уютная. Двухэтажное кирпичное здание было построено по интересному типовому проекту в 1995 году.

– Тридцать лет назад, когда я пришла сюда работать, в ней было 102 ученика, сейчас – 36, – говорит Елена Геннадьевна. – За все годы работы я ещё не была классным руководителем у единственного ученика. Даже методические пособия для малокомплектных школ рассчитаны на работу с классом, в котором 10 человек. Я очень волновалась, что буду делать с единственным учеником. Ведь всё самое интересное во внеклассной работе делается коллективно – диспуты, конкурсы. В прошлом году я выпустила девятый класс, в котором было пять человек.

Но опасения оказались напрасны. Единственный ученик пятого класса оказался очень активным, с удовольствием участвует в общешкольной жизни. В праздничном концерте ко Дню учителя ему даже дали роль ведущего.

– У нас вообще очень интересно проводится этот день – конкурсы, викторины, выставка фотографий из жизни учителей, – поясняет Елена Геннадьевна. – А на классные часы мы нередко объединяемся с шестым классом, в котором тоже всего один ученик. Кстати, по нашим прогнозам, ситуация с наполняемостью школы будет улучшаться: в детском садике, который в этом году переезжает в отдельное крыло нашей школы на первом этаже, 22 воспитанника разного возраста, и все они будут учиться в нашей школе. А кто-то ещё и места в садик ждёт.

В Черновской школе используют самые передовые цифровые технологии, что подтверждает призовое место на всероссийской олимпиаде «Лица «Сферума», полученное весной

На уроки – с радостью

 

Рабочие дни Елены Геннадьевны расписаны в прямом смысле по минутам – это зависит не только от уроков, но и от графика рейсового автобуса. Подъём в шесть утра. В 7.30 она стоит на автобусной остановке. От посёлка Лужайки, где она живёт, до села Чёрное – 30-40 минут езды. С 8.30 до 14.30 каждый день – семь уроков подряд, без «окон»: она единственный в школе учитель-филолог. В 14.45 она снова на остановке, в 16 часов – дома. Когда нужно задержаться после уроков, домой попадает только в семь вечера – следующий автобус в 18 часов. Дома не менее двух часов уходит на подготовку к урокам и на составление различных отчётов.

– Когда ввели электронный дневник, это значительно облегчило работу, – признаётся Елена Геннадьевна. – А с этого года у нас ещё и пятидневка вместо шестидневки, теперь появился дополнительный день, когда можно заниматься бумажными делами.

Кстати, из 13 педагогов школы восемь тоже приезжают на автобусе, некоторые даже с пересадками. Все сложности компенсируются особой душевной атмосферой школы: привлекают отзывчивость, доброта, уважительное отношение сельских ребятишек. Большинство учителей работает с открытия учебного заведения.

Индивидуальный подход

 

Как филолога Елену Геннадьевну особенно волнует отношение ребят к чтению. Не секрет, многие современные дети предпочитают вместо чтения книги просто узнать сюжет произведения в интернете. Сельские ребята в этом смысле не исключение.

– На уроках литературы стараюсь всячески заинтересовать ребят чтением – и отрывки зачитываю, чтобы им захотелось узнать, чем произведение закончится, и читательские дневники ведём, и викторины по прочитанным книгам устраиваем, – делится секретами педагогики Елена Геннадьевна. – А в случае с нашим единственным пятиклассником помогает… отсутствие интернета в его деревне: чтобы занять себя, мальчик читает книги из библиотеки. Он вообще очень любознательный, много чем увлекается, болеть и пропускать уроки не любит.

Одним из самых больших плюсов малокомплектной школы, по мнению Елены Геннадьевны, является возможность заниматься с каждым учеником фактически индивидуально.

– Когда ребёнок в классе один, у него нет возможности не подготовиться к уроку, – улыбается педагог. – Он знает, что на каждом уроке его обязательно спросят, он обязательно будет отвечать у доски, и у него обязательно проверят домашнюю работу. И, конечно, я держу дистанцию с единственным учеником: никакого панибратства – либо мы учимся, либо мы дружим.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки