Мы не лечим, а спасаем жизни: разбираемся, как работает скорая помощь

Газета "Новое дело"
Мы не лечим, а спасаем жизни: разбираемся, как работает скорая помощь
Фото: Александр Воложанин
Количество вызовов увеличилось

Последние две недели интернет-форумы пестрят жалобами от нижегородцев на работу скорой помощи. Жители города отмечают, что на номер 103 иногда просто невозможно дозвониться. Но и после вызова врачи не спешат приехать к пациенту. Иногда помощи медиков им приходится ждать несколько часов. Мы попытались выяснить, чем это вызвано.

 

Болевой синдром

Так, одна из нижегородок прождала медиков больше двух часов.

«Это какой-то кошмар! Я вызвала скорую человеку, которому стало плохо с сердцем. Сразу предупредила об этом по телефону. Позвонила в 19 часов, а врачи приехали в 21.20. Так ещё мне пришлось несколько раз набирать, узнавать, приедут к нам или уже нет», – возмущается пользовательница МариП.

Таких жалоб в сети множество.

«К моей маме с плохим самочувствием и подозрением на гипертонический криз вообще врачи не приехали. Прислали участкового, который прибыл через 4 часа. За это время у нее полопались все капилляры в глазах, а давление ей сбивали всем домом», – приводит пример форумчанка Анна.

Проблемы подтверждают и читатели, обращающиеся в нашу газету. По их словам, операторы сразу предупреждают, что надеяться на оперативное прибытие врачей не стоит, и пытаются оказать возможную помощь по телефону.

– У меня была небольшая температура и симптомы ОРВИ, казалось, что дыхание затруднено, – рассказал житель Сормовского района Евгений Малышев. – А накануне супруга получила положительный анализ на covid-19. Я тут же позвонил в скорую, хотел попросить сделать рентген или КТ, но мне сказали, что экстренно выезжают лишь к тем, у кого температура около 40 градусов, или к тем, кто без сознания или задыхается. Ко мне же врачи если и приедут, то только к ночи.

Как нам удалось выяснить у диспетчеров скорой помощи, пациентов с лёгкими симптомами они действительно убеждают обращаться в поликлинику по месту жительства, потому что ко всем звонящим медики экстренно выехать просто не могут.

– Если человек жалуется на повышенную температуру, то советуем принять жаропонижающее, – пояснила диспетчер службы Татьяна. – Если температура больше 38,5 и не сбивается таблетками или появились опасные признаки – например, сильная одышка, уже регистрируем вызов. Но и наши врачи – не волшебники: чтобы сделать флюорографию или КТ лёгких, пациента нужно везти в больницу, а там уже своя очередь из желающих.

И даже в том случае, как объясняют специалисты, если вызов оператор всё же примет, не стоит отсчитывать минуты от звонка. За это время может возникнуть более экстренная ситуация – от приступа удушья до ДТП или инфаркта, и пациенты с менее выраженными жалобами будут опускаться в листе ожидания всё ниже.

Лечебный эффект

Эксперты видят причину проблем с доступом к врачам в сложившейся путанице с механизмами оказания помощи. По федеральным стандартам пациенты, чьё состояние оценивается как критическое – это серьёзные заболевания, сердечные приступы, травмы после ДТП и другие ситуации – могут рассчитывать на приезд скорой помощи в течение 20 минут. «Скорая не лечит, а спасает жизни», – повторяют диспетчеры по телефону.

Для тех же нижегородцев, кто испытывает более лёгкие симптомы и может подождать врачей, работает принцип оказания неотложной помощи – её временные рамки уже, согласно законодательству, колеблются в пределах двух часов. Принимая вызов, диспетчер сортирует звонки, но из-за того, что помощи срочно требует каждый пациент, список выездов бригады врачей переполняется. И рассчитывать на прибытие медиков через 20 минут уже становится невозможно.

В областном минздраве также согласны с этим мнением и отмечают, что в июле на улицы поступило дополнительно еще 27 новых машин скорой помощи с бригадами врачей. Таким образом, технического ресурса на оказание помощи населению в регионе хватает.

– Процентов 60 обращений по телефону 103 связаны с лёгкими состояниями, – говорит министр здравоохранения региона Давид Мелик-Гусейнов. – Проблема в том, что в управленческом плане нет разделения на скорую и неотложную помощь. Поликлиника должна оказывать неотложную помощь круглосуточно. Тогда станет легче. Ведь для пациента важно, чтобы пришёл врач, а не то, на чём он приедет – на машине скорой помощи или на санитарном транспорте от поликлиники.

Источники сообщают, что сейчас идёт работа по возвращению и пересмотру всех уставных документов амбулаторно-поликлинических организаций. Специалисты пытаются найти возможность ввести стандарты оказания неотложной помощи в круглосуточном порядке. Если это будет сделано, график врачей экстренной службы 103, наконец, немного разгрузится, и скорая помощь снова сможет оправдывать своё название.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Официальный источник», и новости сами придут к вам.
Подпишитесь на нас
Самое популярное
Новости партнеров
Похожие публикации