На разрыв аорты: серьёзный диагноз уже не приговор
Газета "Нижегородская правда" №67 от 08.09.2021
Подписка на газетуНижегородским медикам снова удалось произвести сенсацию. В областной кардиохирургической больнице спасли пациента с расслоением аорты. 54-летний мужчина с подозрением на инфаркт миокарда сначала был госпитализирован в сосудистый центр, но благодаря слаженным действиям медиков уже через пять часов оказался на операционном столе в кардиохирургической больнице. А уже на третий день из реанимации был переведён в обычную палату. Нижегородская область – один из немногих регионов России, где успешно лечат расслоение аорты. Залог успеха – своевременность и чёткая организация медпомощи.
Вершина кардиохирургии
Аорта – главный сосуд, питающий человека кровью, который отходит от сердца. Без операции разрыв аорты в 100% случаев приводит к летальности. В областной кардиохирургической больнице второй год действует центр для лечения этой опасной патологии.
– Острое расслоение аорты – одно из самых коварных заболеваний сердечно-сосудистой системы с крайне высокими показателями летальности, – говорит главный врач специализированной кардиохирургической больницы им. Б. А. Королёва Антон Максимов. – Обострение наступает без видимых предпосылок.
Пациенты жалуются на резкую жгучую боль за грудиной: от межлопаточного пространства вдоль грудного отдела позвоночника, появляется одышка в состоянии покоя, а также резкая слабость. При отсутствии лечения летальность составляет до 35% в первые сутки. Единственным способом спасения жизни пациента в данной ситуации является экстренное оперативное вмешательство.
Лечение расслоения аорты очень сложное: чтобы его проводить, нужны высокопрофессиональные кардиохирурги и специальное оборудование. В нижегородской кардиохирургической больнице всего два таких кардиохирурга, которые могут оказывать эту помощь – Алишир Баги оглы Гамзаев и Сергей Александрович Журко. Но таких специалистов и не может быть много, необходим огромный опыт, знания, талант. По словам главного врача, такие операции – вершина кардиохирургии.
Оба кардиохирурга много лет набирались опыта по всему миру – во многих странах Европы, в Японии, в лучших российских клиниках – в Новосибирске, в Москве, в Санкт-Петербурге и продолжают постоянно совершенствоваться.
Всегда на связи
Алишир Баги оглы Гамзаев и Сергей Александрович Журко работают по очереди, один из них всегда на связи. Если в какой-то больнице появляется пациент с подозрением на расслоение аорты, он с помощью современных телемедицинских технологий оценивает результаты компьютерной томографии или ультразвукового исследования и принимает решение, нуждается ли человек в срочной транспортировке в кардиоцентр.
Такие операции практически всегда экстренные, чаще всего ночные. Каждая из них – эксклюзив.
– Участок расслоившейся аорты протезируем в условиях искусственного кровообращения, – поясняет сердечно-сосудистый хирург Алишир Баги оглы Гамзаев. – Для защиты внутренних органов пациента охлаждаем при помощи современных технологий до 25 – 27 градусов, при этом отдельно поддерживается кровоснабжение головы, чтобы не пострадал мозг. В среднем такие операции проводятся 5 – 6 часов, в зависимости от изменений в сосудах аорты. Самая длительная моя операция – 12 часов. Конечно, такие высокотехнологичные операции в условиях обычной больницы невозможны.
Лечением острого аортального синдрома доктор Гамзаев занимается более 20 лет. Ежегодно проводил от 8 до 15 таких операций.
– За последние три года количество этих операций стало больше благодаря хорошей диагностике и нашим усилиям, в том числе близким контактам с врачами других клиник, разработанному нами алгоритму действий, – говорит кардиохирург.
В группе риска – гипертоники
Разрыв аорты может быть вызван гипертонией, атеросклерозом, большой физической нагрузкой, травмой грудной клетки, наследственной предрасположенностью. Как правило, расслоение аорты происходит в том месте, где располагалась аневризма, о наличии которой человек и не подозревал.
– Чаще всего к нам попадают с разрывом аорты мужчины лет 40 – 50, многие из которых вели очень активный образ жизни – занимались пауэрлифтингом, поднимали большой вес, – рассказывает сосудистый хирург Сергей Журко.– Если бы они регулярно проходили обычное медобследование – УЗИ сердца, эхографию, – можно было бы выявить патологию аорты до её расслоения и своевременно протезировать повреждённый участок.
По словам доктора, обычно аневризма выявляется случайно. Например, один из его пациентов получил в подарок от жены сертификат на обследование в медцентре, где и обнаружили патологию.
– А последние два года аневризму нередко выявляют на КТ при ковиде, – отмечает он. – Как говорится, нет худа без добра – можно сделать операцию до того, как произойдёт опасное для жизни расслоение аорты.
Склонность к расслоению аорты может быть генетически обусловленной. Нижегородским кардиохирургами доводилось оперировать с разницей в полтора года брата и сестру, у которых от разрыва аорты в молодом возрасте погиб отец.
Профилактика болезни – регулярные УЗИ сердца или эхокардиография. Если аорта расширена до 45 – 55 мм, назначается плановая операция, при которой повреждённый участок заменяется на синтетический протез. Таких операций в центре лечение расслоения аорты на базе кардиохирургической больницы проводится порядка 30 в год.
Кстати, программа лечения острого аортального синдрома областной кардиохирургической больницы в этом году стала финалистом премии Нижнего Новгорода. А нижегородский опыт уже стал примером для других регионов.
Признаки разрыва аневризмы аорты:
– внезапная интенсивная боль в животе, груди, спине;
– боль отдаёт в спину или ноги;
– холодный пот;
– головокружение;
– низкое артериальное давление;
– потеря сознания;
– одышка;
– слабость.