Отрезвляющий манёвр: поможет ли ужесточение наказания за пьяное вождение снизить число аварий

Газета "Нижегородская правда"
Отрезвляющий манёвр: поможет ли ужесточение наказания за пьяное вождение снизить число аварий
Фото: Александр Воложанин
Наша область остаётся в верхней части антирейтинга регионов по «пьяным» ДТП

Президент Владимир Путин подписал изменения Уголовного кодекса России: водителям, у которых уже есть судимость за управление транспортом в нетрезвом виде, ужесточили наказание. Изменения призваны сократить число «пьяных» аварий, а значит, и пострадавших на дорогах. Между тем только в Нижегородской области в прошлом году по вине пьяных водителей погибли 120 человек – практически треть от всех погибших в ДТП.

 

Без тормозов

 

В этом году в регионе задержали более 7000 тысяч водителей, которые оказались в опьянении либо не пожелали пройти освидетельствование.

Из них около 900 повторники – те, кого уже наказывали за пьяную езду, но это их не остановило.

Причём последствия у ДТП по вине нетрезвых автомобилистов нередко особенно страшные. В числе самых резонансных дорожных трагедий – наезд на детей в центре Нижнего Новгорода 7 декабря 2019 года. В больницу, напомним, попали девять школьников и две учительницы. Мама одной из учениц погибла. За смертельное ДТП, в котором также один ученик получил тяжкий вред здоровью, на скамье подсудимых оказался генеральский сын Виктор Пильганов. Суд счёл доказанным, что он был в наркотическом опьянении и без прав. До этого его наказывали административно за отказ от освидетельствования, затем уголовно – будучи пьяным и без прав, он помчался по ночному городу, попытался уйти от преследовавшего его сотрудника ГИБДД и перевернулся. Суд оштрафовал его на 200 тысяч рублей с лишением прав. Но Виктор Пильганов всё равно сел за руль. За смертельную аварию ему дали 8 лет 1 месяц колонии.

В июне прошлого года на трассе между посёлком Дубравный и поворотом на Большое Козино Балахнинского округа жертвами ДТП по вине пьяного водителя стали сразу пять человек. «Лада Гранта» на большой скорости вылетела на встречную полосу, по которой шла «Мазда». В «Ладе» находились четверо пьяных мужчин в возрасте от 31 до 35 лет. У водителя прав не было – лишили за пьяную езду. Причём владелец автомобиля сидел рядом на пассажирском сиденье. Он также был лишён прав за управление в нетрезвом виде. В отечественной машине погибли трое, в «Мазде» – водитель и 7-летний ребёнок.

А в апреле этого года суд вынес приговор бывшему сотруднику ГУФСИН, который, будучи пьяным, в новогоднюю ночь сбил пятерых подростков в Кстовском районе. Школьники шли по обочине. У одного из подростков – тяжкий вред здоровью. Суд дал 2,5 года колонии-поселения…

Самые «пьяные»

 

В УГИБДД не скрывают, что наша область остаётся пока в верхней части антирейтинга регионов по «пьяным» ДТП. И даже составили список самых «пьяных» районов. Лидером стал Сергачский: за пять месяцев из числа автоаварий 80% – по вине пьяных водителей. На втором месте Перевозский округ – 66%, за ним Вознесенский район – 57%. Далее – Большеболдинский, округ Первомайск, Воскресенский, Княгинский, Краснобаковский районы. Замыкают рейтинг Вачский и Вадский – у них по 20% «пьяных» ДТП.

И судя по всему, многие автомобилисты, попавшиеся пьяными повторно, не считают это чем-то из ряда вон выходящим. В том же Сергаче в июне вынесли приговор 28-летнему жителю района, работающему монтажником, которого в 2017-м за пьяную езду наказали административно, но он снова сел за руль нетрезвым. Наказали уголовно – дали 250 часов обязательных работ с лишением прав на 2,5 года. Но он и без прав опять поехал, и опять подшофе. Суд дал за это полгода условно с лишением прав на 2 года 9 месяцев.

526 человек погибли в Нижегородской области по вине пьяных водителей за последние пять лет

Себе дороже

 

На самом деле за повторную пьяную езду грозит штраф 200–300 тысяч рублей, либо до 480 часов обязательных работ, либо до двух лет принудительных, либо до двух лет колонии с лишением прав до трёх лет. Попался снова – те же наказания. И «складывающаяся судебно-следственная практика свидетельствует о том, что совершение повторных преступлений по статье 264.1 УК, как правило, не влечёт для виновных более строгую ответственность», – говорилось в пояснительной записке к законопроекту об усилении ответственности.

И вот теперь, если у водителя уже есть судимость за повторное управление в нетрезвом виде или за пьяные ДТП с пострадавшими или погибшими, а он снова попался нетрезвым за рулём, его ждёт уже более строгое наказание: штраф 300–500 тысяч рублей, до двух лет исправительных работ, до трёх лет принудительных либо до трёх лет ограничения или лишения свободы. И всё это с лишением прав до 6 лет.

Насколько это изменит ситуацию, прогнозировать рано, изменения заработают с понедельника. Между тем предлагались и более жёсткие меры. В марте этого года в Госдуму вносился законопроект о конфискации транспорта у нетрезвых водителей, по вине которых в ДТП пострадали или погибли люди. Однако в правительстве страны его не поддержали. В официальном отзыве указано, что если конфисковать транспорт у собственника, который сам при этом ни в чём не виноват, то это нарушение Конституции. Ранее в Госдуме уже трижды отклоняли законопроекты с предложениями лишать транспорта за «пьяные» ДТП, так как владелец транспорта и виновник ДТП – не всегда один и тот же человек.

Мнение эксперта

Сергей Кузин, руководитель Центра помощи автомобилистам:

– Ужесточать наказание, безусловно, нужно, но это должно быть завершающей стадией. А начинать следовало бы с воспитания правосознания будущих водителей. Воспитательные и обучающие меры должны стать повсеместными. Как дополнение можно использовать социальную рекламу, выступления лидеров общественного мнения. В обществе должен закрепляться стереотип правильного поведения. На уровне государства необходим чёткий план борьбы с проблемой, который бы публично обсуждался. И это тоже стало бы элементом воспитания правосознания. То же касается и предложения конфисковать транспорт за совершение ДТП в нетрезвом состоянии. Автомобиль – это средство повышенной опасности, и в целом собственник, безусловно, должен отвечать за тех, кому он свой транспорт передаёт. Введение ответственности собственника – это движение в правильном направлении. Но если просто ввести такую меру, это приведёт к множеству конфликтных ситуаций. Сначала необходимы разъяснения и широкое общественное обсуждение.

Между тем

 

Нижегородская область стала пилотной площадкой проекта Правительственной комиссии России по повышению безопасности дорожного движения по снижению смертности в ДТП из-за нетрезвых водителей. В частности, в рамках проекта в областном УГИБДД призывают нижегородцев сообщать о нетрезвых автомобилистах по телефону 112. За месяц поступило более 420 сообщений. По звонкам нижегородцев задержали 29 водителей в опьянении в Нижнем Новгороде, 9 – в Дзержинске, 7 – в Арзамасе, 5 – в Кстове, а всего по региону – 89. По их вине могли погибнуть люди. Ещё в трёх случаях автомобилисты оказались не пьяными, но сильно утомлёнными.

В областном Управлении Госавтоинспекции говорят, что в этом году уже пошло снижение числа «пьяных» ДТП: 127 за 5 месяцев – на треть меньше, чем в году предыдущем. Погибли 16 человек (было 37).

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки