Почему президент Украины становится радикальным националистом
Газета "Новое дело" №51 от 24.12.2020
Подписка на газетуОдним из итогов уходящего года российские и украинские политологи назвали превращение президента Украины Владимира Зеленского в ярого националиста – именно с его подачи сегодня продвигаются законы и инициативы, направленные на ущемление всего, что имеет хоть какое-то отношение к России и русским. К примеру, с Нового года русский язык будет полностью запрещён на Украине как язык коммуникаций в сфере государственных услуг…
А ведь всего полтора года назад Зеленский, победив на выборах Порошенко, обещал народу Украины исправить всё, что сделано его предшественником, в том числе в отношениях с Россией. Как получилось, что «президент мира», каковым себя позиционировал на выборах Зеленский, превратился в президента войны и конфронтации и почему так произошло?
Весной прошлого года уставшие от постоянной конфронтации жители Украины связывали с Зеленским большие надежды. Владимир Александрович тогда клятвенно заверял людей, что преодолеет раскол Украины по линии восток-запад, не даст в обиду русскоязычных граждан, закончит войну на Донбассе и вообще сделает Незалежную государством, комфортным для всех, независимо от национальности и политических убеждений. Да и само «новое лицо украинской политики» внушало оптимизм – этнический еврей, выходец из Кривого Рога, всегда говоривший исключительно на русском языке, он точно не подозревался ни в каких симпатиях к узколобым бандеровским националистам. Мало того, в юмористических программах студии «Квартал 95» Зеленский не раз жёстко и остроумно высмеивал этот местечковый национализм, который несёт Украине одни только беды…
Что же случилось со вчерашним шоуменом, ставшим президентом? Для тех, кто хорошо знает украинские реалии, ничего удивительного не произошло, всё было вполне ожидаемо и закономерно.
Начнём с того, что Зеленский выиграл президентские выборы случайно. Когда он пошёл на них, в его поступке было больше прикола в стиле «Квартала 95», чем каких-либо серьёзных намерений. Однако рейтинг тогдашнего президента Петра Порошенко оказался настолько низким, а другие кандидаты, вроде Юлии Тимошенко, настолько надоели избирателям, что Зеленский неожиданно вырвался вперёд. И к окончанию выборной кампании стало ясно, что именно он станет новым главой украинского государства.
И тут возникла другая проблема – а какой идеологии будет придерживаться новый политический режим? Сам Владимир Александрович отвечал на этот вопрос уклончиво и неопределённо – потому что сам толком не знал. Он то именовал себя украинским центристом, то каким-то либертарианцем, то «кандидатом всех украинцев»… В общем, вместо идеологии была абсолютная пустота, которая должна была заполниться только после прихода к власти. Она и заполнилась идеями украинского национализма.
Почему именно так? Да потому, что само существование современной Украины базируется исключительно на постулатах, сформулированных ещё отцами-основателями украинской националистической идеи столетней давности Дмитрием Донцовым, Симоном Петлюрой, Михаилом Грушевским и сводящихся к убогим, но доходчивым максимам, – «москали нам не братья» и «прочь от Москвы».
В основе этой национальной идеи лежало стремление любой ценой доказать чуждость украинского и русского народов. Иначе как вообще можно обосновать само понятие «Украина» и необходимость её существования вне России и Русского мира? Поэтому украинский национализм был и остаётся краеугольным камнем самой сущности самостийного украинского государства, примерно так же, как либерализм является основой англо-саксонского мира. И кем бы ни были украинские политики по своим убеждениям – либералами, социалистами, демократами, левыми, правыми – они прежде всего являются националистами, и только потом приобретают какие-то иные политические оттенки.
Так было всегда, даже с бывшими украинскими коммунистами, например с руководителем оборонного завода «Южмаш» Леонидом Кучмой, который в 1994‑м шёл на выборы вроде как интернационалист, защитник русского языка и сторонник самого тесного сближения с Россией (по свидетельству бывшего главного охранника Ельцина Александра Коржакова, свою первую президентскую кампанию Кучма вообще вёл на деньги Москвы). А что вышло в итоге?
Даже незначительные экономические разногласия с Россией Кучма постепенно перевёл в политико-этническую плоскость, а апофеозом трансформации его взглядов на отношения с нашей страной стала книга с характерным названием «Украина не Россия», в которой бывший «красный директор» попытался обосновать необходимость полного разрыва с восточным соседом… Не стали исключением и преемники Кучмы – Виктор Ющенко, Виктор Янукович, не говоря уже о Петре Порошенко, который вообще пришёл к власти на волне националистического и русофобского Майдана. Так что «казус Зеленского» не выглядит уникальным на этом фоне.
Поэтому мы, россияне, должны себе отдавать отчёт в том, что на Украине, к сожалению, сегодня просто не может быть иначе. Любой украинский президент всегда будет националистом-русофобом в большей или меньшей степени.
Наверное, так будет и дальше, пока вообще существует этот антирусский и не подлежащий никакому нормальному реформированию украинский государственный проект…