Полное погружение: дзержинские школьники изучают ОБЖ в виртуальной реальности

Газета "Нижегородская правда"
Полное погружение: дзержинские школьники изучают ОБЖ в виртуальной реальности
Детей делят на команды. Пока одни заняты на тренажёрах, другие изучают теорию.

Со стороны это мало похоже на привычный урок: ноутбуки, джойстики, виртуальные очки… Кажется, дети просто увлечены компьютерной игрой. Однако на деле они изучают один из основных предметов школьной программы – основы безопасности жизнедеятельности.

Дзержинск стал первым городом России, где ОБЖ стали преподавать в новом формате, с применением технологий виртуальной реальности. К пилотному проекту, автором которого стал один из победителей конкурса «Лидеры России», присоединяется всё больше образовательных учреждений, причём не только в Дзержинске, но и в Москве, и в других регионах России.

 

Всё как в жизни

Основное отличие от обычных уроков ОБЖ в том, что ребёнок не просто читает параграф и пытается запомнить информацию, изложенную в нём. Он погружается в виртуальную реальность, где, как в компьютерной игре, воссоздана опасная ситуация.

Например, человек заблудился в лесу. Задача ученика – принять правильные решения, чтобы спасти свою жизнь и здоровье. А вот он в задымлённом спортивном зале, медлить нельзя, на эвакуацию всего несколько минут, всё как в жизни, и адреналин зашкаливает. Главное – после прохождения сценария ребёнок точно запомнил, как надо действовать в такой ситуации и какие ошибки могут обойтись слишком дорого.

– Наш проект называется VR-ОБЖ. Он направлен на обучение школьников с целью приобретения практических навыков в опасных ситуациях, связанных с жизнью и здоровьем, – рассказывает автор проекта Михаил Евстифеев. – Курс ОБЖ, который сегодня ведётся в школах, не очень интересен детям, в нём мало практики, поэтому идея создания программы с применением тренажёров виртуальной реальности не случайна.

Детей делят на команды. Пока одни заняты на тренажёрах, другие изучают теорию

Сработали на опережение

Михаил вспоминает, что всё началось после конкурса «Лидеры России». Когда победители и финалисты пообщались друг с другом, то выяснили, что среди них много представителей сферы образования, учреждений безопасности и тех, кто занимается IT-технологиями, разработкой программных решений. На стыке этих трёх областей и родился проект. Кстати, в России ничего подобного не было, да и сейчас аналогов не существует.

– В конце 2018 года Министерство просвещения Российской Федерации совместно с МЧС России опубликовало и приняло новую концепцию обучения по предмету ОБЖ, которая заключалась в том, что должно быть больше практических навыков. А преподавание должно стать технологическим, – рассказывает Михаил. – Переход на такой формат обучения должен произойти к 2024 году. Мы не стали ждать и решили сделать это здесь и сейчас.

Разработчики проекта уточняют: вновь созданная программа – это не просто инструмент виртуальной реальности, это полноценная образовательная программа. Есть сценарии уроков, методические и дидактические материалы, понимание технологии проведения урока. Совместно с Нижегородским институтом развития образования разработана образовательная программа по подготовке и повышению квалификации кадров.

Чтобы проводить VR-уроки, школы закупили компьютерное оборудование, VR-очки и программное обеспечение

Опытным путём

Апробирован проект VR-ОБЖ был в 2019 году в пяти школах Дзержинска. В этом году к ним присоединились ещё 11 общеобразовательных учреждений. В департаменте образования города планируют, что в 2021 году все школы Дзержинска будут использовать данные технологии.

Первоначально проект опробовался на внеурочной деятельности и в объединениях дополнительного образования.

– Прежде чем запустить технологию, её изучали педагоги-психологи, преподаватели ОБЖ и информатики, чтобы более точно конкретизировать возраст учащихся. Планируем, что в этом году данные технологии войдут в учебный процесс и будут применяться на уроках ОБЖ, – рассказал Иван Носков, глава города Дзержинска. – Проект помогает школьникам на практике попробовать проявить себя в тех экстремальных ситуациях, по которым были созданы сюжеты: нахождение в лесу, поведение в случае пожара, антитеррористическая защищённость, то есть в ситуациях, которые касаются охраны жизни и здоровья детей. Технология интересная, школьникам нравится, а самое главное, что, по информации педагогов, процент усвояемости материала вырос на 80%.

Интересно не только детям, но и взрослым

В ближайшее время в дзержинской школе № 30 откроют ресурсный центр по реализации данной технологии. Там все участники проекта смогут встретиться на мастер-классах, обменяться опытом и изучить те сценарии, которые более востребованы, усовершенствовать то, что уже применяется.

В департаменте образования Дзержинска считают, что вполне возможно использовать новую технологию для практической демонстрации опытов по физике и химии. В результате ученик сможет в виртуальной реальности смешать химические вещества или соединить электроды и диоды, а заодно увидеть, что из этого получится. Ещё одно направление – уроки биологии, истории, а может быть, и литературы.

– Мы благодарны авторам проекта, которые эту методику разработали и внедряют. VR – это инструмент, который отлично мотивирует школьников к изучению основ безопасности жизнедеятельности, формирует культуру безопасного поведения. Уверен, что работа в этом направлении будет продолжена. Потенциал этой методики не ограничен, и при чётком взаимодействие всех участников процесса мы увидим новые положительные результаты, – отметил глава Дзержинска.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Официальный источник», и новости сами придут к вам.
Подпишитесь на нас
Самое популярное
Новости партнеров
Похожие публикации