Топливные сбои: ждёт ли нижегородцев новое повышение цен на бензин?

Газета "Новое дело"
Топливные сбои: ждёт ли нижегородцев новое повышение цен на бензин?
Фото: Александр Воложанин
Цифры на заправках выглядят пугающе

Начало года приготовило неприятный сюрприз для автомобилистов. Биржевые цены на самые популярные марки бензина АИ-92 и АИ-95 подскочили почти на 20%. Результат этого роста нижегородцы своими глазами увидели на заправках. Бензин подорожал уже до 49 рублей за литр. А эксперты неутешительно предрекают дальнейший рост цен.
Мы попытались разобраться, кто виноват в подорожании топлива и каких цен на бензин стоит ждать нижегородцам в будущем.

 

Нерезиновый бензин

Ещё в декабре на заправках нижегородцы могли рассчитывать на бензин по 44,3 руб за литр. Но к началу весны цены подскочили почти на рубль. Теперь на «Лукойле» автомобилисты могут заправиться по 44,8 руб за литр АИ-92 и 48,9 руб. за АИ-95. На «Газпроме» водители могут заправиться по 45,2 руб. и 48,1 руб. соответственно. Но цены можно не запоминать – они меняются чуть ли не каждый день.

– Я заправляюсь каждую неделю, и всегда по разной стоимости, – говорит нижегородец Иван Головлев. – Если зимой разброс был в 10 копеек, то теперь от заправки к заправке ездишь – иногда разница в 50 копеек за литр.

Эксперты винят в скачке цен биржевую стоимость на АИ-92 и АИ-95, которая в начале года выросла более чем на 18,5%.

– Такой значительный рост, как и сами значения биржевых котировок в конце первой декады марта, наблюдается впервые, – объясняют в Независимом топливном союзе. – Обычно в этот период биржевые цены на топливо падали, что позволяло закупать достаточные объёмы в преддверии «высокого весенне-летнего сезона» независимым АЗС, транспортным и сельскохозяйственным компаниям и, таким образом, обеспечивать относительно низкие темпы роста цен.

Причина сложившихся аномалий на рынке топлива, по мнению специалистов, в том, что при поставке нефтепродуктов на экспорт налоговая нагрузка оказывается ниже, чем при поставке на внутренний рынок. Так, разница стоимости тонны бензина АИ-92 в России и на внешних рынках с прошлого декабря увеличилась в 6 раз. Тонна бензина АИ-92 стоит около 55 тыс. руб. внутри страны, а экспортная её цена составляет 63,5 тыс. руб. В результате производителям стало выгоднее поставлять бензин на экспорт, чем продавать его в России.

Влияют и другие факторы: рост мировых цен на нефть, подорожание акциза на бензин с 1 января на 4%, восстанавливающийся внутренний спрос на топливо после пандемии, когда все сидели по домам, и, соответственно, падение предложения. По данным Росстата, производство бензина в январе 2021 года упало на 6,6% по сравнению с январём 2020 года.

В Независимом топливном союзе уверены, что если сейчас, до начала высокого спроса на топливо, не будут приняты меры по сдерживанию роста его стоимости, то подорожание цен на бензин превысит инфляцию и повторится топливный кризис 2018 года. Тогда, напомним, средняя цена бензина на заправках выросла на 5,6% за месяц.

 

Берегись, автомобиль!

В Нижегородской области до таких процентных значений ещё далеко. По данным Нижегородстата, по итогам февраля бензин в регионе подорожал всего на 1%, что меньше общероссийских показателей.

– В феврале цены производителей на автомобильный бензин по стране в среднем увеличились на 3%, – сообщили в Росстате. – Его подорожание отмечено почти во всех субъектах Российской Федерации, занимающихся производством бензина, – от 8,7% в Республике Коми до 0,8% в Нижегородской области.

Но если сравнивать с прошлым декабрём, то разница будет уже существеннее: АИ-92 за это время в Нижнем Новгороде повысился в стоимости на 2,6%, а АИ-95 – на 2,2%. Средняя цена литра топлива в статистике приводится в 47,52 рубля. Так, среди регионов ПФО наша область входит сейчас в тройку по дороговизне бензина, уступая только Перми и Кирову.

В настоящий момент федеральное правительство решило остановить рост цен на топливо, откорректировав демпферный механизм, разработанный в 2018 году. Суть его работы в том, что «нефтяники» доплачивают государственной казне, если внутренний рынок становится премиальным, и поэтому не могут снизить цены на АЗС. Если же внутри складывается кризис по сравнению с поставками на экспорт, как происходит сейчас, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены.

– Ранее индикативная цена росла по 5% в год, что больше, чем реальный рост цен на топливо, в 1,5-2%, – объяснил аналитик ГК «ФИНАМ» Сергей Кауфман. – Это значит, что при текущих правилах нефтеперерабатывающие компании получают меньше, чем могли бы в условиях роста мировых цен на топливо из-за роста цен на нефть, и это создаёт для них стимул для повышения розничных цен на топливо. Новый механизм подразумевает рост индикативной цены не на 5%, а на уровень реального роста розничных цен.

Но есть и куда более пессимистичные прогнозы, по которым к началу следующего года психологический барьер в 50 рублей за литр будет пройден по стоимости бензина марки АИ-95. В таком случае уже осенью 2022 года к этой планке «подтянется» и более дешёвый, 92-й.

Какие из этих предположений сбудутся, покажет время.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки