Укрощённый «Тайфун»: нижегородцы почтили память павших в битве за Москву
Газета "Нижегородская правда" №93 от 08.12.21
Подписка на газетуПод порывами морозного ветра трепещут язычки Вечного огня, застыл в почётном карауле Пост № 1, внутренний метроном биением сердца отсчитывает минуту молчания… В воскресенье, 5 декабря, нижегородцы вместе со всей страной почтили память павших в битве за Москву.
Крах блицкрига
В этот день в 1941 году Красная армия на участке нескольких фронтов перешла в контрнаступление, завладела инициативой и разгромила значительные силы вермахта. Это было первое крупное поражение немцев во Второй мировой войне. За считаные дни враг был отброшен от советской столицы, а вскоре фронт отодвинули уже на сотни километров.
Между тем Гитлер рассчитывал взять Москву ещё до начала зимы. Была разработана операция с говорящим названием «Тайфун». Её реализацию он начал в конце сентября, направив к нашей столице отборные войска группы «Центр». Но грандиозным планам было не суждено сбыться. Даже имея превосходство в живой силе и технике, немцы надолго увязли в боях. Остановил врага массовый героизм красноармейцев, ополченцев, партизан.
Все эти исторические события вспоминали участники мероприятия, которое прошло в Нижегородском кремле у Вечного огня по инициативе областного Совета ветеранов. Его председатель Андрей Валентинович Захаров открыл памятный митинг.
– В Битве за Москву участвовало в общей сложности более 7 миллионов человек, – отметил он. – В декабре от обороны мы перешли в контрнаступление, а затем и в наступление и фактически с этого момента стали гнать фашистов из нашей страны. В Битве за Москву – сотни героических страниц. И наша задача – сохранить историческую память, передать молодому поколению знания о Великой Отечественной войне, имена тех, кто ценой своей жизни защитил страну от фашизма. Вечная слава героям!
Да, немцы столкнулись с таким сопротивлением, какого не встречали нигде ранее. Немецкий рядовой Фольтгеймер писал жене в декабре 1941 года: «Здесь ад. Русские не хотят уходить из Москвы. Они начали наступать. Каждый час приносит страшные для нас вести. Умоляю тебя, перестань мне писать о шёлке и резиновых ботиках, которые я обещал тебе привезти из Москвы. Пойми, я погибаю, я умру, я это чувствую».
Фронт в тылу
– В своё время мне пришлось проходить службу в одной из дивизий, которая была создана на основе дивизии народного ополчения, – рассказал председатель Совета ветеранов Нижнего Новгорода Николай Анатольевич Колосов. – Я помню, насколько бережно мы хранили память об ополченцах, о тех, кто защищал Москву.
Николай Анатольевич также отметил: горьковчане внесли свой вклад в Битве за Москву не только на полях сражений, они бились за столицу у станков, Горьковская область стала одним из крупнейших поставщиков вооружения войскам под Москвой.
Так, на «Красном Сормове» было налажено производство танков Т‑34. «В октябре 1941 года, когда мне была поручена операция по обороне Москвы, мы начали получать с Сормовского завода танки Т‑34. Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль в Битве за Москву», – вспоминал маршал Жуков.
На Горьковском автомобильном заводе выпускали танки Т‑60. В октябре 1941‑го в телеграмме директору ГАЗа Ивану Лоскутову Иосиф Сталин приказывал увеличить производство Т‑60: «Нужды обороны страны и Москвы требуют, чтобы ваш завод резко увеличил выпуск танков Т‑60 и в ближайшие два-три дня начал выпускать по 10 танков в день, а к концу октября – по 15 танков в день». К концу ноября 1941 года этот план был перевыполнен: завод выпускал по 20 танков в сутки.
В августе вышла первая партия ГАЗ‑64 для военных – 42 машины, они участвовали в боях за столицу, а небо над Москвой защищали истребители ЛаГГ‑3, выпущенные Горьковским авиастроительным заводом № 21 имени С. Орджоникидзе (сейчас – авиазавод «Сокол»). И это лишь несколько фактов о наших доблестных тружениках тыла.
Эстафета поколений
– Дорогие друзья, хочу передать привет от Владимира Васильевича Баландина, – обратился к присутствующим руководитель Нижегородской областной общественной организации ветеранов «Нижегородский пограничник» Андрей Владиславович Петров. – В этом году ему исполнилось 98 лет, он – участник Великой Отечественной войны и прекрасно помнит её события – трагические и героические. Много раз он выступал перед молодым поколением нижегородцев. Сегодня мы привезли на наше памятное мероприятие коллектив из Выксы, военно-патриотический клуб «Пограничник».
Ребята активно занимаются военно-патриотической работой. В Выксе у нас находится один из самых больших в Нижегородской области музеев, посвящённый Константину Ивановичу Ракутину. Планируем, что в следующем году ребята примут участие в памятном событии: установке памятника Герою Советского Союза в Ваче. Сегодня мы уже были в парке Победы и почтили память всех, кто отдал свои жизни за свободу нашей Родины.
– Очень важно, что в сегодняшнем мероприятии участвует молодёжь, – подчеркнул сормович Александр Семёнович Шабалин. – Они обязательно должны знать, какой была самая кровопролитная война в истории.
Александру Семёновичу – 85 лет, он заслуженный учитель России, 47 лет проработал в одном учебном заведении – Нижегородском политехническом колледже, а свою педагогическую деятельность начал ещё в 18 лет в сельской школе.
– Я из числа тех, кого называют дети войны, – говорит Александр Семёнович. – Летом 1941 года мой отец был призван в ряды Красной армии, а 26 декабря 1941-го он погиб. Мама осталась одна с девятью детьми. Моей старшей сестре тогда было 17 лет, она стала председателем колхоза. Разве можно всё забыть? – задаётся вопросом ветеран и начинает читать стихотворение сормовича Андрея Павловича Храмова «Мы помним».
Да, мы помним…