H
H e
S L n s
с

Видеть жизнь: как и чему учат в областной спецшколе-интернате для слепых и слабовидящих детей

Видеть жизнь: как и чему учат в областной спецшколе-интернате для слепых и слабовидящих детей

Фото: Алина Малинина

Десятиклассница Аня мечтает стать журналисткой

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Если в Нижегородскую областную специальную школу для слепых и слабовидящих детей зайдёт неподготовленный человек, то он не сразу поймёт, что её ученики не видят. Дети также беззаботно сбегают вниз по лестнице, подростки независимо шагают по коридору с наушниками в ушах. Здесь также занимаются спортом, робототехникой, пением, сдают ЕГЭ и поступают в вузы. Но за всем этим – огромный труд педагогов, сложившиеся десятилетиями традиции и новейшее оборудование, которым оснащены кабинеты в рамках национального проекта «Образование».

Научить улыбаться и грустить

Большинство из 166 учеников школы-интерната – дети из всех уголков Нижегородской области, они здесь живут, уезжая домой только на выходные и каникулы.

«В первый класс к нам приходят дети, которые, как правило, абсолютно не владеют навыками самообслуживания: не умеют ни пуговицы застегнуть, ни ложку держать – это результат чрезмерной опеки родителей, – говорит директор Нижегородской областной специальной школы для слепых и слабовидящих детей Ирина Бударина. – И педагоги учат их всему с нуля – не только читать и писать, но и самостоятельно есть, одеваться, соблюдать личную гигиену».

Тифлопедагог Екатерина Белякова показывает, как обозначают дни недели для слепоглухих детей
Тифлопедагог Екатерина Белякова показывает, как обозначают дни недели для слепоглухих детей
Фото: Алина Малинина

В учебную программу кроме обычных предметов входит изучение мимики и пантомимики, коммуникативной деятельности, охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия, развития осязания и мелкой моторики и другие. Все дети с 1‑го по 9‑й классы посещают занятия по хореографии и ритмике.

«Дети с нарушенным зрением изначально не умеют улыбаться, выражать лицом радость и печаль, что необходимо в танце, – рассказывает директор школы. – Благодаря работе преподавателей коррекционно-развивающих курсов эта проблема тоже решается. Ежегодно на протяжении 25 лет к международному Дню танца каждый класс готовит выпускной танец, каждый из номеров концерта настолько эмоционально заряжен, что не оставляет равнодушным никого».

Более 20 лет в школе действует и театр с забавным названием «Кукумбер», что в переводе с немецкого означает «огуречный человечек».

Педагоги школы замечают, что не надо бояться говорить слепым людям слова « видишь», « посмотри» – они так же их употребляют. Просто видят они через слух и тактильные ощущения.

Недавно хореографический ансамбль школы «Отражение» был удостоен Гран-при и приза зрительских симпатий на международном конкурсе Inclusive Dance.

ЕГЭ по Брайлю

Несколько кабинетов школы оснащены по проекту «Доброшкола» в рамках нацпроекта «Образование». Лаборатории по физике и химии, учебное оборудование кабинетов технологии и информатики – всё полностью адаптировано под незрячего ребёнка.

Десятиклассница Аня мечтает стать журналистом. Она с радостью соглашается на интервью, оторвавшись от скучной химической таблицы, которую читала по Брайлю кончиками пальцев.

«Я очень люблю общаться, узнавать новое, поэтому хочу стать журналистом. Моя подруга учится на психолога. А вот наши мальчики в основном хотят стать массажистами, буду обращаться к ним для укрепления здоровья, – заразительно смеётся девушка. – У меня здесь много друзей, нам никогда не бывает скучно вместе».

Кабинете массажа также оборудован в рамках нацпроекта «Образование»
Кабинете массажа также оборудован в рамках нацпроекта «Образование»
Фото: Алина Малинина

Уроки массажа тоже входят в учебный план школы. Центру предпрофессиональной подготовки массажистов школы в следующем году будет 30 лет. Сегодня кабинет по обучению массажу, модернизированный по проекту «Доброшкола», – гордость школы. Профессиональные массажные столы, муляж тела человека, в котором можно разобрать и собрать все органы, интерактивный комплекс – такого оснащения нет даже в средних профессиональных учебных заведениях. Благодаря этому незрячие школьники на протяжении нескольких лет становятся участниками национального чемпионата «Абилимпикс» в компетенции «Массажист». Многие поступают в медицинский колледж.

Ученики школы занимают призовые места и в других компетенциях конкурса – по робототехнике, мультимедийной журналистике, обработке текста.

Кстати, ЕГЭ и ОГЭ незрячие школьники сдают наравне с выпускниками массовой школы. Причём результаты по русскому языку и базовой математике, как правило, выше средних по региону и по России. Задания у них точно такие же, только набраны шрифтом Брайля.

Карточки с азбукой Брайля для слепоглухих детей педагоги делают сами из бусин
Карточки с азбукой Брайля для слепоглухих детей педагоги делают сами из бусин
Фото: Алина Малинина
25 ноября Нижегородской областной специальной школе-интернату для слепых и слабовидящих детей исполняется 110 лет

Рука в руку

Второй год в школе действует уникальный класс для слепоглухих детей – единственный в регионе. Сейчас в нём пятеро детей, все мальчики.

13-летний Петя не видит и не слышит с рождения. Пробиться к ребёнку через стену слепоты и глухоты специалисты могут при помощи дактиля – контактной жестовой азбуки. На мальчике слуховой аппарат, научить такого ребёнка воспринимать звуки – тоже большой труд.

«Пеетяя хочет ссууушку? Попросиии у Нааасти, – педагог тянет каждую букву, и на каждую букву складывает пальцы ребёнка в определённую конфигурацию».

Занятие со слепоглухим ребёнком « рука в руку»
Занятие со слепоглухим ребёнком « рука в руку»
Фото: Алина Малинина

«Каждая конфигурация кисти руки обозначает букву, – поясняет тифлопедагог Екатерина Белякова. – Мы говорим «рука в руку» и руками ребёнка выкладываем жесты: например, жест «ложка», за которым следует действие – еда. И постепенно у ребёнка предмет становится символом того действия, которое за ним последует. Или даём ему потрогать предметы-символы: ложка означает кушать, ботиночек – одеваться, пирамидка – будет занятие».

Предмет-символ есть и у каждого ученика. Они выкладывают их на полке, когда приходят в школу, чтобы следующий ребёнок мог его ощупать и узнать, кто уже в классе. Так, слепоглухой ребёнок связывает образ слова со значком. Работа ювелирная, требующая огромного терпения, внимания и желания помочь ребёнку.

Выпускники школы работают среди зрячих людей, ни в чём им не уступая и не требуя особых условий труда. Находят своё призвание в профессиях психолога, социолога, учителя, музыканта, экономиста, реабилитолога физической культуры. А одна выпускниц, поступившая в МГУ на журналистику, прославилась на всю страну тем, что брала интервью у Президента России Владимира Путина.

Все о реализации национальных проектов в Нижегородской области — в разделе "Нацпроекты- людям"

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::