Игорь Сербул: «Подготовка к отопительному периоду прошла без сбоев»

Игорь Сербул: «Подготовка к отопительному периоду прошла без сбоев»
Фото: Александр Воложанин
Пуск тепла – горячая пора для коммунальщиков

Муниципалитетам рекомендовано начинать отопительный сезон. В первую очередь тепло начнут подавать в объекты социальной инфраструктуры – больницы, школы, детские сады и дома, расположенные в северных районах региона. В Нижнем Новгороде отопительный сезон стартовал вчера, 22 сентября. О том, какой должна быть погода в доме, куда жаловаться, если батареи  не греют, и на что чаще всего сетуют нижегородцы, мы спросили у руководителя Государственной жилищной инспекции Нижегородской области Игоря СЕРБУЛА.

 

Паспортный режим

– Игорь Анатольевич, как прошла подготовка к отопительному сезону? Сколько паспортов готовности подписано?

– Всего к отопительному сезону должно быть подготовлено почти 41 тысяча многоквартирных домов. Это жилые дома,  на которые управляющие компании, ТСЖ, обслуживающие организации оформляют паспорта готовности. На сегодняшний день полностью готовы к зиме, подписаны паспорта на 97% жилого фонда. Это хороший результат.

В ходе подготовки мы проверяем два направления – в каком состоянии стены, цоколь, входные группы, есть ли остекление на окнах в подъездах, закрываются ли двери, есть ли доводчики. Причём проверяем в первую очередь дома, на которые ранее поступали жалобы от жителей. И второе – оформление паспортов готовности. К ним прилагаются акт промывки и опрессовки систем отопления, замеров сопротивления и изоляции, потому что в зимний период ложится большая нагрузка на электросети, акты проверки вентканалов и дымоходов.

игорь сербул
Фото: government-nnov.ru
Игорь Сербул

Существует ряд домов, на которые паспорта готовности подписать невозможно. Это как раз те самые 3%. Например, есть дома, на которых ведутся капитальные работы. Где-то идёт ремонт кровли, по технологиям её сейчас можно ремонтировать в любое время. Конечно, подписать паспорт, если кровля раскрыта, нельзя. Где-то ведётся ремонт систем теплоснабжения. Обычно такие работы стараются закончить до начала отопительного сезона, но бывают обстоятельства,  не зависящие от подрядчика, например, рабочие не могли попасть в квартиру жителей, поэтому сроки сдвинулись. Есть дома в очень плохом состоянии, но официально пока  не признанные аварийными. Их тоже должны готовить к зиме, но паспорт на них сделать крайне сложно из-за технического состояния. Такие дома на особом контроле у нас и в администрациях города (района), потому что они относятся к категории риска.

В целом подводя итог, можно отметить, что подготовка к отопительному периоду прошла без сбоев. Практически все многоквартирные дома к зиме готовы.

 

– Отопительный сезон стартовал. Сколько времени уйдёт на запуск системы, когда батареи потеплеют в домах нижегородцев?  И куда жаловаться, если этого не произойдёт по каким-то причинам?

– Сейчас, когда начинается отопительный период, мы организуем горячую линию. Процесс запуска тепла плавный, постепенный, чтобы не завоздушить системы, не допустить аварийных ситуаций. Обычно на пуск тепла, до того как в домах установится комфортная температура, уходит от двух до трёх недель. В большинстве же квартир тепло станет в течение недели после начала отопительного сезона.

Если батареи холодные, то сначала надо обратиться в свою управляющую компанию или товарищество собственников жилья.

В случае, когда ситуация не разрешается, – в жилищную инспекцию. Мы выясним причину, чаще всего задержки происходят из-за завоздушивания стояков.

4223 предписания было выдано инспекцией управляющим компаниям и ТСЖ в 2019 году.

Температура в норме

– Часто жители жалуются на то, что соседи выполнили незаконное переустройство системы отопления: поменяли приборы на более мощные, увеличили количество секций, что в итоге приводит к разбалансировке системы. В результате в одних в квартирах жарко, а в других – холодно. Как действовать жителям, которые попали в такие ситуации?

– Как правило, приборы отопления, которые находятся в квартире, относятся к общему имуществу, если только нет запорной арматуры (крана). Понятно, что любое самовольное вмешательство в эту систему недопустимо – это незаконное переустройство и за это существует административная ответственность.

Если соседи имеют объективные данные о том, что кто-то выполнил незаконное переустройство, надо сообщить в свою управляющую компанию. К нам обращаются как жители, так и представители управляющих компаний, которые не могут сбалансировать систему отопления из-за того, что кто-то выполнил незаконное переустройство. Мы реагируем, но процесс это сложный, потому что в квартиру нас могут не пустить. В таком случае, если человек добровольно не пускает наших сотрудников, получаем разрешение через суд, заходим с судебными приставами и проводим проверку. В целом же вопросов по переустройству и перепланировке поступает немного. Например, в этом году их было 13, это меньше 1% от общего числа обращений.

 

– Какой должна быть температура в наших квартирах в отопительный период?

– В Нижегородской области температура в жилых помещениях должна быть не ниже 20 градусов, а в угловых комнатах – плюс 22. Этот температурный режим должен соблюдаться. Если фиксируем отклонения от нормы, даём предписания управляющей компании. Проверить температурный режим в квартирах легко.

У нас хорошие бесконтактные поверенные термометры, их показания принимаются в суде. Есть специальная технология по замеру, как и где мерить, в каких точках, наши инспекторы прекрасно об этом знают и выполняют всё в соответствии с установленными правилами.

 

Попали в статистику

– Если проанализировать общее количество обращений, на что чаще всего жалуются нижегородцы?

– За прошлый год к нам поступило 38 тысяч жалоб, в этом году около 20 тысяч. 2019 год был характерен тем, что мы перешли на новую систему обращений с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), и в первом квартале было много обращений на работу региональных операторов. Сейчас ситуация нормализовалась. В день мы регистрируем примерно 100–150 жалоб. Из них 46% касаются работы управляющих компаний по содержанию и текущему ремонту общего имущества. На втором месте, 25–30%, – вопросы, связанные с начислениями. Всё, что касается личных средств, – это болезненная тема. Много вопросов по оплате ТКО, особенно когда у человека есть дом в деревне и квартира в городе. Возникает проблема, потому что человек должен платить и там, и там. Этот вопрос законодательством пока трактуется не в пользу жителей. Мы обращаемся во все суды, вплоть до Верховного, пытаясь отстоять интересы жителей.

И на третьем месте – качество предоставления коммунальных услуг – плохая вода, холодно в квартире. Таких обращений от 15% до 17% от общего числа.

 

– За неисполнение предписаний управляющим компаниям грозят большие штрафы и даже лишение лицензии. Это стимулирует ДУКи быстрее решать проблемы жителей?

– Где-то удаётся решить вопрос сразу, где-то приходится выдавать предписания. От 90% до 95% наших предписаний исполняются. Остаётся ещё некоторое количество, с которым управляющие компании не согласны, встречаемся в судах, выдаём повторные предписания. Но большинство проблем всё же удаётся решить.

Управляющие компании работают в рамках лицензионного контроля, за нарушение правил по управлению домами им грозят большие штрафы – от 250 до 300 тысяч рублей. Причём если раньше их накладывали мировые судьи, то сейчас – наши инспекторы. Большие штрафы и за неисполнение предписаний, поэтому проще и дешевле ввернуть лампочку и убрать подъезд, чем платить такие суммы.

 

– Ещё один камень преткновения – протоколы общих собраний. Часто можно слышать о том, что жители не принимали участие в голосовании и протоколы подделаны. Как восстановить справедливость?

– Обращения такие поступают. Люди могут провести общее собрание и проголосовать практически по любому вопросу, но проверить жилищная инспекция может только определённую категорию протоколов. Это выбор управляющей компании, заключение договора управления, создание ТСЖ, выбор правления и председателя ТСЖ. Для хранения нам поступают все протоколы, но, ещё раз подчеркну, проверить мы можем только те, которые я обозначил. Если вы считаете, что подпись подделана, можно обратиться в полицию или суд. Но никакой надзорный, правоохранительный орган не может повлиять на решение жителей, отменить протоколы может только суд.

Пожаловались в сети

– Для того чтобы жители быстрее могли рассказать о своей проблеме, сейчас развиваются различные средства связи. Особенно активно в период пандемии люди пользуются интернетом, в том числе социальными сетями. К вам можно обратиться через Instagram?

– Конечно. Особенно в нынешних условиях цифровые информационные технологии – это один из самых оперативных каналов связи. Жилищная инспекция в Instagram представлена двумя аккаунтами – ГЖИ и Игорь Сербул. Мы ставим задачу – после обращения разобраться в течение суток и дать обратную связь.

К традиционным способам также добавилось несколько региональных и федеральных порталов. Сегодня функционируют ГИС ЖКХ, «Платформа обратной связи с населением», «Вам решать».

– Нижний Новгород активно готовится к юбилею города. Запланированы масштабные работы, в том числе по ремонту многоквартирных домов. Какое участие сотрудники инспекции принимают в этой кампании?

– Администрация Нижнего Новгорода совместно с министерством жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области и Фондом капитального ремонта провели обследование и составили список многоквартирных домов, которые расположены на красных линиях и требуют ремонта. Наши сотрудники сейчас помогают управляющим компаниям, консультируют, как правильно провести общие собрания по переносу сроков капремонта и попасть в программу.

Кроме этого совместно с инспекцией административно-технического надзора Нижнего Новгорода мы занимаемся административными зданиями. За нами закреплено 33 таких строения, всё это крупные видовые объекты. Наладили контакт со всеми собственниками, направили информацию о подготовке к 800-летию Нижнего Новгорода, получили обратную связь. У нас есть понимание, кто и когда, в какие сроки приведёт фасады этих зданий в порядок. Два уже сделали, на девяти работы будут завершены до конца года, ещё на 14 – до лета. Остались здания, где несколько собственников, в том числе физлица, там вопрос решается несколько сложнее. Основные работы на этих зданиях начнутся весной.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Официальный источник», и новости сами придут к вам.
Подпишитесь на нас
Новости партнеров
Похожие публикации