«Лайки убьют поэзию», — Николай Иванов

«Лайки убьют поэзию», — Николай Иванов
Фото Николая Нестеренко

Глава Союза писателей России Николай Иванов рассказал о том, что сегодня происходит в мире российской литературы.

За последнее время в стране наблюдается небывалый всплеск литературного творчества. Появляется множество сайтов, на которых публикуют тысячи, а то и сотни тысяч произведений в день. Но большинство из них так и уходят в небытие. Что же происходит с литературой сегодня на самом деле? Об этом – наше эксклюзивное интервью.

 

Литературные путешествия

С председателем правления Союза писателей России Николаем Ивановым мы познакомились на юбилее Пушкина в Болдине. К нашему удивлению, он впервые был на болдинской земле и очень обрадовался радушному приёму и тому, с каким трепетом относятся здесь к литературе и писателям.

– Слава Богу, что Россия может себе позволить любителям литературы путешествия по писательским местам – в Болдино, Ясную Поляну, Михайловское, Вешенское. Можно ехать к Василию Белову в Вологду или к Валентину Распутину в Иркутск. Есть множество литературных маршрутов. Для того чтобы идти вперёд и не сбиться с пути, нужно постоянно оглядываться назад. Если в пургу, в ночь, в темноте идёшь вперёд и смотришь только вперёд, то без ориентира обязательно заблудишься. А вот оглядываясь назад, на вехи, ты понимаешь, что выбрал правильное направление. И эта литературная память необходима.

– Так почему же в школах сокращают часы на литературу?

– Ещё как сокращают, хорошо хоть на Пушкина рука не поднимается! Убирают произведения, которые, на мой взгляд, должны знать все школьники: «Повесть о настоящем человеке», «Как закалялась сталь» – социальные произведения, которые о человеке и за человека. Это всё стало вымываться – сначала в факультатив, потом в дополнительное чтение. Но пока мы не будем изучать молодогвардейцев и Павку Корчагина, у нас, простите за прямоту, будет нация потребления. Литература даёт стержень, учит, как прожить жизнь так, чтобы не разочароваться. И то, что сократили Фадеева, Твардовского, литературу о Великой Отечественной войне, разрушает память.

Чехов меня научил слышать людей. Он говорил, что основное мастерство писателя – в умении слышать, что говорят другие

Россия – не ГУЛАГ

– Что же пришло им на смену?

– Вместо неё навязали – именно навязали, я не могу подобрать другого слова – «Архипелаг ГУЛАГ». Даже мы, взрослые люди, не особо разобрались в этой сложнейшей ситуации, тем более когда постоянно тасуются факты, что же говорить о школьниках? В итоге у многих молодых людей сегодня сложилось представление, что наша страна была сплошным лагерем, что ничего светлого там не было, что наши отцы и деды – сплошной ГУЛАГ, и стояли они по обе стороны баррикад. Это безумие, когда идёт подмена настоящей литературы политической ретроспективой.

– Одно дело, когда на это сетуют учителя, и совсем другое, когда это – мнение самой авторитетной писательской организации в стране. Неужели вы не можете повлиять на ситуацию?

– Мы стараемся повлиять, но пока нас не услышали. На съезде писателей мы об этом много говорили и называли имена тех, чьи произведения должны быть в школьной программе, но результата добиться не так просто. Поэтому пока Союз параллельно старается решать другие задачи.

– Какие же?

– Наша главная задача – понять, что происходит в стране в целом. В театрах, в образовании, в медицине, в обороне – во всех сферах жизни. И отразить это в книгах. Наша задача – писать книги! И написать такие, чтобы за них ухватились, сказали, что без этого жить нельзя. А бросаясь в разные отрасли, мы можем упустить своё предназначение. Доказывать свою правоту мы должны своими книгами и своими строчками.

– Но готовы ли вас услышать?

– Я уверен, что настанут времена, когда придёт понимание сегодняшних авторов.

Не всё, что написано, должно быть опубликовано, и не всё, что опубликовано, должно читаться. Это ещё Горький говорил.

Самообман

– Им непросто показать себя – издание книг сегодня невероятно дорого. Многие молодые авторы пытаются продвигать своё творчество на разных платформах в интернете на стихи.ру, проза.ру. Но есть ли в этом смысл?

– Интернет – в определённой мере мусорное ведро. Союз писателей даже не рассматривает это как публикации. Часто ко мне приходят молодые люди и говорят, что они там публикуются. Причём там все великие! Каждый месяц раздают звания «король прозы», «королева стихотворения». Но на самом деле интернет портит автора. Автор должен сидеть в одиночестве и творить. Слушать и слышать мнения тех, кто разбирается в литературе. Не зря же всегда была редакторская школа, и писатель рос потому, что у него хороший редактор. Нельзя вариться в собственном соку – свежий взгляд очень важен. Недавно сын принёс мне «12 стульев» со всеми восстановленными фрагментами, которые вырезали редакторы и цензоры.

Я почитал и говорю: какие же умные редакторы! Они убрали все повторы, длинноты, ничего не значащие абзацы. Это – хороший пример того, как важен незамыленный взгляд. Поэтому хорош тот писатель, который не боится критики и анализа своих произведений. А тот, кто варится в собственном соку и считает себя великим, имея 15 стихотворений, так и останется не у дел. Не всё, что написано, должно быть опубликовано, и не всё, что опубликовано, должно читаться. Это ещё Горький говорил. И когда обращают внимание: смотрите, у меня 1200 лайков, я вижу одно – эти лайки убьют поэзию.

 

– Что же делать молодым?

– Работать! Над словом, над сюжетом. Мыслить. У нас в Союзе создан Совет молодых литераторов, который возглавил Андрей Тимофеев. На этом примере в 15 регионах заработали Советы молодых литераторов при писательских организациях. Это умные, понимающие ребята. Надеемся, что именно эта молодёжь создаст российскую литературу будущего.

 

– А как вы оцениваете нижегородское отделение Союза писателей?

– У нижегородских писателей есть проблема – у них две организации: городская и областная, и они невольно делят сферы влияния. По всей России у нас 91 организация, и среди них только четыре городских. В таких случаях всегда происходит конфликт интересов, который мы стараемся сгладить. В Нижнем, слава Богу, жёсткого противостояния между организациями нет, многие мероприятия проходят совместно, писатели не рассорились друг с другом. Вне сомнения, в определённый момент объединение произойдёт. Мы не хотим искусственно ускорять события, ломать мнение людей через колено, просто наберёмся терпения и мудрости.

Книги Николая Иванова

– Может ли нижегородский писатель подать заявку прямо к вам, в центральный аппарат?

– Нет, по уставу это невозможно. Это приведёт к тому, что по стране будут бегать «дети лейтенанта Шмидта» с писательскими корочками. Наоборот, сейчас мы производим обмен билетов, что даёт нам возможность упорядочить контроль, выявить непонятных блуждающих писателей.

 

– Сколько же сейчас учтённых вами писателей в стране?

– Год назад, на момент съезда, – 8034 человека. Но учтите, что тут не охвачен Татарстан, где нет своего отделения. Были проблемы с учётом на Украине. Кроме того, по субъектам Федерации количество очень отличается. Так, в Магадане – 13 человек, а в Москве – 2800. Если сказать о качественном составе Союза, то наша приёмная комиссия уже после отсева в регионах отсеивает ещё треть претендентов на членство в СП России. Пишущих очень много, и многие стремятся вступить в Союз писателей, хотя сегодня он не даёт особых привилегий.

 

– А что с читающими?

– Литературный пласт истончается, люди стали меньше читать. По последним исследованиям, сегодня в среднем человек в России читает в день всего от 3 до 7 минут, а телевизор смотрит три часа. Мы уже давно не боремся с гаджетами. Пусть люди читают с экранов, главное – пусть читают, а не в игрушки играют!

Кстати, все интересные и важные тексты мы публикуем на «Дзене».
Подписывайтесь и читайте нас на Яндекс.Дзен.
Подпишитесь на нас
Похожие публикации