Максим Поташёв: «Есть фактор, который важен всегда — это удача»

Максим Поташёв: «Есть фактор, который важен всегда — это удача»
Фото Кирилла Мартынова
Максим Поташёв - маркетолог, консультант, бизнес-тренер, глава компании RP Consulting

Максима Поташёва знают в основном как игрока «Что? Где? Когда?». И эта игра действительно занимает большое место в его жизни. Но в первую очередь он – маркетолог, консультант, бизнес-тренер, глава компании RP Consulting.

 

Недавно Максим Поташёв приезжал в Нижний Новгород на форум для предпринимателей «Мой бизнес», где поделился с нижегородцами секретами успеха. О том, что помогает достигать целей в жизни и в своём деле, магистра «Что? Где? Когда?» расспросил корреспондент «Нижегородской правды».

 

У нас купец

– Максим Оскарович, вы уже не первый раз читаете лекцию для нижегородских бизнесменов и многих знаете лично. Как вам кажется, есть ли у наших предпринимателей знаменитый купеческий менталитет?

– Никакого особого менталитета, отличающегося от общероссийского, я не наблюдаю. Но традиции в городе есть, и их надо возрождать и развивать. Если со школы детям рассказывать, скажем, про Макарьевскую ярмарку, то есть шанс, что она возродится.

 

– Вы – магистр знаменитой интеллектуальной игры. Как вам кажется, реально ли у нас в стране заработать деньги исключительно своим умом? Без хитростей, связей, протекции…

– Есть фактор, который важен всегда. Это удача. Без неё ничего не бывает, даже если ты гений и обладаешь невероятным интеллектом. Чтобы решить проблему Пуанкаре, как это сделал Григорий Перельман, всё равно надо, чтобы в нужный момент пришла в голову мысль. Из бесконечного множества путей выбрать тот, который бы привёл к успеху. Так что когда говорят, что в любом деле есть 90 процентов труда и 10 таланта, я бы добавил ещё некий процент удачи. Но решающую роль играют личные качества – ум и работоспособность.

 

– А что насчёт образования? Говорят, что в бизнесе, да и вообще в жизни дела лучше идут у тех, кто получил математическое образование. Что вы, как математик, можете сказать по этому поводу?

– Это сложный вопрос, хотя я хотел бы верить, что это так. Лет 15 назад это и вправду было так. Но на данный момент я не уверен, что тенденция сохраняется. Появилось много активных, креативных и успешных людей с гуманитарным образованием. Этот тренд я с интересом наблюдаю. Гуманитарии создают проекты и стартапы, в которые и я вкладываю деньги. Примеры успеха гуманитариев рядом – Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Сергей Лавров. А вот среди крупных предпринимателей большинство – люди с хорошим техническим образованием.

 

– Сейчас вообще есть две точки зрения на российское образование: что оно взлетело до небес и что упало ниже плинтуса. Какое мнение вам ближе?

– И то, и другое. Качество образования падало в течение примерно лет 20. А сейчас происходит ощутимый рост. Но для настоящего рывка нужно вернуться к тем традициям, которые заложило советское образование. Пока мы того уровня не достигли.

 

Алиса не ответит

– Почему интеллект даже сегодня, в цифровом мире, сильнее компьютерного разума?

– Ни одна Алиса не ответит на вопросы, которые задаются в «Что? Где? Когда?» Потому что наша игра – не викторина. Это игра, где надо рождать новое знание в течение минуты. Это знание, которым шесть человек, сидящих за столом, не обладают. Только его частями, которые надо соединить. Суть игры – коллективное мышление, командный разум, который мощнее, чем сумма шести участников. Поэтому игра живёт. Её автор Владимир Ворошилов называл её документальным спектаклем. Главное – как поведёт себя человек в игровых условиях. Что появится в нём такого, что в обычной жизни не видно. И это очень интересно и нам, и зрителям.

 

– Недавно Министерству просвещения предложили ввести в программу уроки по киберспорту. На ваш взгляд компьютеризация обучения – это добро или зло?

– Компьютерные тесты не отличаются от любых других. На компьютере проверять удобнее. Но как-то мой сын сдавал тест, там было 12 задач, он все их решил, но ни разу не нажал кнопку «отправить». И ему их не засчитали. Так что нужно просто делать понятный пользовательский интерфейс.

Но то, что тесты стали основным инструментом, мне не нравится. Я сторонник советской системы образования и убеждён, что мозг тренируют точные науки. Они дают способность к логическому мышлению, интеллектуальной гибкости, учат думать не по шаблону. Это достигается решением задач в математике и физике.

 

– А иностранные языки?

– Я знаю только английский. Лет через пять знание языков станет эстетским – практической необходимости в этом не будет. Вы вставите в ухо наушник с автоматическим переводом, и всё! Это уже почти реализовано – скоро появятся такие приборчики. Лекции и сейчас успешно переводят.

 

– Кстати, о вашей лекции в Нижнем Новгороде. Чему всё-таки можно научить за одно выступление?

– Ничему. Когда выходит спикер и говорит: сейчас я вас за полчаса научу – это профанация. Я такой задачи вообще не ставлю. Моя задача – затронуть болевые темы и заставить людей задуматься над своими целями, над теми методами, которыми они их достигают. Если это получается, я задачу выполнил.

 

– Какая же задача главная для вас лично?

– То, как будут расти и развиваться и выбирать свой путь мои сыновья. Я стараюсь детей не направлять, а искать, что им нравится, и это поддерживать. Но пока один увлекается исключительно футболом, а другой любит читать книги. Я это поддерживаю, но на идеи, чем они будут заниматься в будущем, меня это не наводит.

Наша группа ВКонтакте: интересные новости, живое обсуждение, розыгрыши и призы. Подписывайтесь!
Подпишитесь на нас
Похожие публикации