H
H e
S L n s
с

Николай Аверюшкин: «Надо уважать ту роль, что дала тебе имя»

Николай Аверюшкин: «Надо уважать ту роль, что дала тебе имя»

Фото: из архива Николая Аверюшкина

Знаменитый актёр верит в возрождение отечественного кино

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Актёра Николая Аверюшкина старшее поколение зрителей знает по комедии «Мы из джаза», где он сыграл наивного скрипача и барабанщика Жору Рябова. А молодёжь полюбила Николая Владимировича по роли деда Саши и отца Сильвестра Андреевича в «Универе». Сегодня в фильмографии актёра более 70 работ в кино, а также он известен как поэт, композитор и общественный деятель. О том, что даёт ему вдохновение и о современном искусстве в целом актёр рассказал «Нижегородской правде».

Театральная жизнь

— Николай Владимирович, мы с вами встречаемся в День театра. Каким на ваш взгляд, должен быть современный театр? В последнее время на сцене очень много экспериментов…

С моей точки зрения, эксперименты в театрах ставятся от недостатка творческой фантазии. Или, если хотите, от переизбытка не совсем здоровой фантазии. Такие режиссёры почему-то уверены, что если поставить всё с ног на голову, то будет очень оригинально и интересно. При этом данные «новаторы» в своих поисках «оригинальности», подчас просто выходят за рамки разумного. К тому же, в этих экспериментах нет никакой новизны. Всё это уже было. Таким «новатором», к примеру, в своё время считался В.Э. Мейерхольд. И сегодня как-то уже повешен ярлык, что Мейерхольд — гений. Возможно. Но кто из ныне живущих, видел его постановки? Никто. А вот М.А. Булгаков писал о своих впечатлениях от посещения его спектаклей и был далеко не в восторге. А я Булгакову больше верю, чем нынешним «оценщикам гениальности»!

Время экспериментов уходит. Зритель соскучился по нормальным классическим постановкам. Но не надо при этом думать, что я закостенелый консерватор и отрицаю всё новое в искусстве. Ни в коем случае. Если постановка сделана оригинально, но не нарушает, при этом, авторского замысла, то это – прекрасно! Я как-то видел фильм по И. А. Бунину, где нисколько не искажён сам рассказ, но действие его перенесено в наши дни. И это было талантливо сделано. Иногда думаю, как бы было интересно поставить «Горе от ума» в современном виде. Мне кажется, сейчас это было бы очень актуально.

- Но вы и сами играли Бубнова в фильме Владимира Котта «На дне», где действие перенесено в наши дни и на свалку. И Лука там – мальчик, а не умудрённый годами старик. Насколько оправдал себя такой подход к классике? Нижегородцам это вдвойне интересно – пьесе и спектаклю, с которыми ассоциируют наш город, исполняется 120 лет.

- Фильм, как мне кажется, получился несколько затянутым, но сценарий и замысел мне изначально очень понравились. Лука – мальчик, это же прекрасно! Александр Трофимов в роли Барона великолепен. Жаль, что так редко мы видим его на экране. Неожиданно прочтена и роль Актёра, которого сыграл Михаил Ефремов. Надеюсь, что для поклонников А.М. Горького фильм будет интересен.

Это другое

- А в чём, по вашему мнению, основная задача искусства, и в частности, кинематографа?

Сегодня актёр пишет автобиографическую книгу
Сегодня актёр пишет автобиографическую книгу
Фото: из архива Николая Аверюшкина

- Задачей любого искусства было и остаётся – воспитание зрителя. И не надо бояться об этом говорить. Ведь любое искусство, от самого низкого до самого высокого только этим и занимается. Каково искусство – таков и зритель, а следовательно, и всё, с чем он по жизни взаимодействует. Чем больше пошлости в искусстве – тем больше пошлости и в повседневной жизни, и наоборот – чем выше искусство, тем одухотвореннее становятся люди, соприкасающиеся с ним. И в этом случае от политики государства зависит очень многое.

При том разгуле грязи и пошлости, которые сейчас доминируют в нашем искусстве, я считаю, что определённая цензура просто необходима. Вдумчивая, осмысленная, но цензура должна быть. Ведь советское кино занимало в мире довольно высокую позицию. А сейчас мы полностью переориентированы на Голливуд.

В начале 90‑х я снимался в голливудской картине «Назад в СССР» – Киностудия «ХХ век – ФОКС», где моим партнёром был небезызвестный Роман Полански. И естественно, у меня была возможность оценить его игру. Скажу откровенно – он играл хорошо, честно, нисколько не «халтурил», но ровно настолько, насколько позволял его талант. Тут же, с нами в кадре находился наш, советский актёр – Всеволод Сафонов. И при достаточно талантливой игре Полански сразу было видно насколько глубже и вдохновеннее играет Сафонов. Ведь не даром же говорят, что наша актёрская школа — самая лучшая в мире. Так что, если мы освободимся от пошлости, если будет вменяемая цензура и грамотный худсовет – то не всё у нас потеряно. Как говорил Фёдор Иванович Шаляпин: «Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь».

Ещё новости по теме
Рассказываем, что не увидели зрители народной комедии «Девчата»Александр Пашутин: «Актёр сегодня должен выбирать: либо Родина, либо квартира в Майами»Виктория Тарасова: «Мне пришлось стать сильной»

- Среди ваших наград есть практически уникальная — за отечественный вклад в развитие жанра «хоррор», за исполнение одной из главных ролей в российском художественном фильме ужасов «Прикосновение» режиссёра Альберта Мкртчяна. Что для вас этот фильм?

- Альберт Саркисович – великолепный, тонкий, эталонный режиссёр. Жаль, что его уже нет с нами. Он ведь звание «Заслуженный деятель искусств России» получил буквально за два дня до смерти. А «Прикосновение» он снимал не от хорошей жизни. Это был 1991 год, нужна была работа. И он снял то, что было предложено. А на самом деле он всю жизнь мечтал снять хорошую комедию. У меня до сих пор лежит его последний сценарий в этом жанре. Денег на него он так и не нашёл…

- А правда, что «Прикосновение» во ВГИКе приводят в пример, в том числе и как образец, как снять ужастик без денег?

- Ну, по крайней мере, так мне рассказывали сами ВГИКовцы. Мкртчян, действительно, сделал невозможное. И фильм получился очень напряжённым. Держит внимание от начала и до конца.

Надо созидать

- Часто актёры с неприязнью говорят о фильме и роли, с которыми большинство зрителей их ассоциирует. Вы же всегда готовы рассказать о своём Жоре из «Мы из джаза». Сейчас, через столько лет, ваш герой всё так же вами любим?

После выхода фильма на экраны фраза «Это что, настоящий негр?» стала крылатой
После выхода фильма на экраны фраза «Это что, настоящий негр?» стала крылатой
Фото: из архива Николая Аверюшкина

- Конечно. Мы как-то работали на фильме «Летучий голландец» вместе с актёром Анатолием Кузнецовым. Он рассказывал про себя, что снимался очень много, но зрителю запомнился только как «товарищ Сухов». И где бы он ни снимался потом, всегда все ассоциировали его только с Суховым. И его это не смущало! Да возьмите любого известного актёра, всегда есть фильм, с которым его ассоциируют. Бабочкин – Чапаев, Ливанов – Холмс. Я не жалею и не стыжусь, что вспоминают Жору. Так получилось, и этому надо радоваться. Надо уважать то, что дало тебе имя!

— Вроде бы начали снимать «Мы из джаза‑2». Почему фильм так и не был закончен? 

- Ну, во-первых, это вопрос не ко мне. А во-вторых, я считаю, что ничего хорошего за номером «два» не бывает. За редким исключением. Например, «Терминатор‑2» получился лучше, чем «первый». Ну а в нашей истории…Не знаю, чем бы всё это закончилось, если бы и были какие-то съёмки.

- Я читала, что на самом деле перед съёмками вы не умели играть ни на скрипке, ни на барабанах и учились буквально на ходу. А сегодня вы певец и композитор. Какими инструментами вы владеете сейчас? 

- Гитара, клавишные, когда-то я играл в эстрадной студии на балалайке и гармошке, но давно к ним не прикасался. Ну а вообще-то я выпускник отделения Музыкальной комедии Музыкального училища им.Гнесиных, да и дело вовсе не в инструментах, а в самих песнях. Я специализируюсь на сатирических текстах, а этот жанр не всем нравится, особенно людям у власти. Но ничего. Правдами и неправдами я всё же дохожу до своего слушателя.

Играть на барабанах актёр научился уже на съёмках фильма «Мы из джаза»
Играть на барабанах актёр научился уже на съёмках фильма «Мы из джаза»
Фото: из архива Николая Аверюшкина

- А где можно вас услышать нам, нестоличным жителям, и что даёт вдохновение? 

- Авторская песня – та моя грань, которую мало кто знает, а для меня она очень важна. Увидеть записи моих песен вы можете в YouTube, конечно, если его в свете новых постановлений не прикроют.

- А чем для вас стал сериал «Универ», по которому вас знает молодёжь?

- Не только молодёжь, но и дети от 3 до 7 лет, полицейские, охранники и продавцы на рынках! Иногда кажется, что там меня видели все. Когда-то я очень хотел сниматься в сериалах, потому что они дают определённую известность. К тому же было очень интересно попробовать себя в этом жанре. Но мне не нравятся некоторые вещи. Я помню, как говорил с режиссёром, что не хотелось бы пошлостей. Но в ответ получил – у нас есть продюсеры и им виднее. Спорить я не стал.

Так что у нас теперь не режиссёр снимает кино, а продюсер. Ну а сейчас я опять мечтаю сниматься в полнометражных фильмах. И верю в то, что отечественное кино возродится. Не завтра, конечно, но это будет!

Мой друг – генетик не раз говорил, что теоретически люди должны жить минимум до 150 лет. А не живут, потому что сами себе внушают, что 70 – это старость. Человек уходит тогда, когда ему становится скучно. А мне пока не скучно – у меня куча дел впереди. Поживём ещё!
Николай Аверюшкин

— Сейчас вы пишете свою автобиографию. Какой самый невероятный случай там описан?

- На самом деле самое невероятное то, что меня пригласили на роль Жоры и утвердили. С этого всё и началось! А пишу я для того, чтобы прочитав мою книгу, кто-то из молодёжи поверил в себя, не опускал руки, когда куда-то не приняли, что-то не получилось, а всегда шёл вперёд, к своей цели! Должны быть уверенность в себе и стремление к созиданию.

- Как же к этому прийти?

- Сейчас воспитано поколение, которое считает, что надо подгребать под себя, не обращать внимание на других и их проблемы. Но это неправильно. Я даже когда просто вхожу куда-то, всегда думаю, не доставил ли я людям каких неудобств. Удобно ли рядом со мной сидеть в метро, или брать товар в магазине. А многие идут и думают – главное, чтобы мне было хорошо. И это не потому, что люди плохие. Их так научили! А если им ненавязчиво рассказать или показать на своём примере, они поймут. Всё складывается из мелочей. Я никогда не выброшу на улице фантик, билет или жевательную резинку. Обязательно дойду до урны. Это просто должно быть в крови – не мусорить, никого не толкать, думать о других. И тогда и жизнь пойдёт по- другому! Надо самим вокруг себя создавать положительное поле.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области :: Спортзалы в девяти сельских школах Нижегородской области обновят в 2024 году :: Новый ФАП начал работу в деревне Большой Терсень Уренского округа :: Дмитрий Чернышенко призвал регионы масштабировать проект «Уроки с путешествием»:: Более 175 тысяч туристов посетили Нижегородскую область в новогодние каникулы :: Ремонт Сосновской ЦРБ планируется завершить в 2025 году :: Прямая линия о возможностях платформы «Работа в России» пройдет 1 февраля :: Более 11 тысяч нижегородцев приняли участие в семинарах центра «Мой бизнес» :: Цифровую вселенную «НЕЙМАРК» представили в рамках выставки «Россия» в Москве :: Фестиваль «Снежная фантазия» прошел в благоустроенном парке в Первомайске :: В пяти библиотеках региона появятся точки концентрации талантов «Гений места»