Татьяна Михалкова: «Пандемия – это повод начать всё заново»
Газета "Нижегородская правда" №59 от 11.08.2021
Подписка на газетуМногие знают Татьяну Михалкову как жену легендарного режиссёра Никиты Михалкова. Но не менее известна она и благодаря своему вкладу в развитие отечественной моды. Уже много лет Татьяна Евгеньевна в качестве руководителя фонда «Русский Силуэт» опекает и открывает миру новые имена. Вот и в Нижний Новгород она приехала в качестве почетного гостя на главное событие в модной жизни года — Matryoshka Fashion Week, показ которого проходил в здании Нижегородской ярмарки. Своим взглядом на современную моду, красоту и женственность Татьяна Михалкова поделилась с корреспондентом «Нижегородской правды».
Модный дом
– Татьяна Евгеньевна, какие впечатления у вас от Нижнего Новгорода и от фестиваля?
– Ещё на подходе на меня произвёл впечатление «Губернский оркестр» в костюмах, созданных дизайнером из Сарова Еленой Бабиновой. И само здание ярмарки уникальное – это и путешествие в прошлое, и удивление от настоящего. Тщательная реставрация помогла ему заиграть новыми красками. Я не была в Нижнем почти 20 лет – с момента, когда Никита Сергеевич снимал здесь фильм «Утомлённые солнцем». И в памяти остались леса, дача, где всё это снималось, а сегодня я проехала по городу и была им потрясена.
– Чем же?
– Близость к реке влияет на всю атмосферу города. Когда я стояла на Чкаловской лестнице и видела размах, ширь и удаль, поняла, что здесь особая сила и энергетика. Вы – счастливые люди, что здесь живёте. «Волга течёт при всех властях», – сказал когда-то Сергей Владимирович Михалков, и это так! Город узнать невозможно – к 800-летию он преобразился. Да, ещё многое не закончено, но я в полном восторге. Мы прошлись по Покровке – очень красиво. И сам конкурс достойный.
Я много езжу по России, у меня 32 полуфинала конкурса «Русский Силуэт» и 200 учебных заведений, мы тысячи дизайнеров отсматриваем. Была победительница и из Нижнего Новгорода, но что у вас их так много, я не знала. Победителя для участия в финале международного конкурса «Русский Силуэт» выбрало профессиональное жюри.
Ольга Рыхлова очень достойно представила конкурс-показ. К сожалению, те коллекции, что мне очень понравились, созданы дизайнерами старше 30 лет, а возрастной ценз моего «Русского Силуэта» – до 30. Но на московский фестиваль я их обязательно приглашу!
– Реально ли нестоличному дизайнеру выйти на мировой уровень?
– Об этом говорить рано. К нам приезжают дизайнеры со всей России, у них шикарное образование и хорошие идеи, причём необязательно учиться в Лондоне, можно не хуже выучиться и в Сибири. В России учат не ремесленников, а настоящих художников, которые могут работать в любых областях дизайна, но завоевать мир сложно.
Недавно в «Синдикат высокой моды» вступила Ульяна Сергеенко. В Каннах 25 лет показываем молодых дизайнеров. Но это единичные показы. Они не конкуренты модным домам, которым больше 100 лет. Тем более сейчас, когда в пандемию закрываются ведущие бренды. Каким будет рынок в будущем, не знает никто. И это повод всем начать заново. И, как оказалось, сейчас нужны не только дизайнеры. Мне звонят из-за границы и просят швей-мотористок, конструкторов, скорняков.
– Как ещё повлиял коронавирус на моду?
– Повысился интерес к пижамам и простой домашней одежде! Все сидят дома, работают онлайн.
– Кто для вас самый талантливый дизайнер всех времён?
– Для каждого он свой. Для меня – Коко Шанель. Потому что она сама себя сделала. Потому что у неё был характер. Часто бывает, что вдохновлённый первыми успехами человек окрыляется, но потом его ломают неудачи. А выиграть на длинной дистанции может только тот, у кого есть сила духа. Мода вовсе не легкомысленна.
Это на картинке стоят красавицы-модели на подиуме, а рядом с ними счастливый дизайнер. Кто думает о том, что эту коллекцию он делал год и преодолел море трудностей? Также выделяю для себя работы дизайнера Александра Арнгольдта и Олега Овсиёва (Viva Vox).
Главное – ум!
– Так и моделям непросто. Часто думают, что у них ветер в голове и что их задача – красиво пройти по подиуму. Но вы пример того, что модель – это всесторонне образованная, начитанная, талантливая женщина. Ум помогает или мешает в модельном бизнесе?
– Я и правда выделялась – в моё время шутили, что «у моделей семь классов на троих». А сейчас кого ни спросишь, все девочки учатся. Модель – профессия молодости. Супермоделей почти не осталось.
23 года – это уже «старушка». Нужны новые лица и новые образы. Поэтому девочки стараются получить образование. Оно помогает им самостоятельно заключать контракты в агентствах по миру и не волноваться о будущем.
– А какое оно, модельное будущее? Сегодня всё чаще рассуждают о боди-позитиве и моделях «плюс-сайз» . Есть ли перспектива у этого тренда?
– Когда мы ездили на показы в Париж, всегда поражались тому, что где начинался наш модельный ряд, французский уже заканчивался. Теперь сайз-плюс трудно найти в иностранных марках. И тот, кто займёт эту нишу, сможет разбогатеть. Бабушкины халатики в цветочек уже никому не нужны, одеваться красиво хотят все. И наши дизайнеры – Юдашкин, Зайцев – сделали большие шаги в этой сфере.
– Не так давно вышла в свет книга Славы Зайцева «Провидение», в которую вошли его живопись, графика, стихи. Вы наверняка её уже прочли, ведь он ваш большой друг. Поделитесь впечатлениями.
– Я не просто её видела. Он мне её подарил с автографом на презентации в Москве. Слава для меня – всё. Мы знакомы полвека. Он меня открыл, он меня благословил. Он увидел во мне новый образ девушки-подростка, который сейчас растиражирован, а тогда представляла его только Твигги. Я очень ему благодарна.
А книга… Все знают его как художника, модельера, дизайнера, показы которого проходят в Париже. Он – почётный гражданин Франции. Но почти никто не знает, что он пишет стихи, что он в душе поэт!
Читателям будет интересно увидеть эту новую грань большого мастера. И узнать его удивительную судьбу – мальчика из Иванова, сына прачки, который рос без отца, создал свою империю моды и учил женщин быть женщинами!
Он – ещё один пример для подражания молодёжи. Он сделал себя сам, служил Моде. Это тоже мой кумир.
Сокровища гардероба
– В 70 – 80‑е дизайнерские изделия можно было купить прямо после показа. И те, кому посчастливилось купить такой наряд, смело носили его лет двадцать, а то и тридцать. Есть ли сегодня такие платья?
– Сейчас показы совсем другие. Я помню, тоже не могла детям ничего купить. Это сейчас появились гардеробные, и даже для детей. А мы вместе с мамой Никиты Натальей Петровной всё перешивали и переделывали. Дублёнки с Никиты на Аню, с Ани на Тёму, с Тёмы на Надю. Строчили на её машинке «Зингер», вязали, шили. А потом появилась «Бурда моден» и все эти выкройки. Журнал миллионы вывозил из России на популярности этих выкроек. И очень уважали тех девушек, кто по этим выкройкам шил сам. Сейчас, когда я приезжаю в разные города России, мне приносят журналы, где я на обложке – представьте, сколько лет люди их хранят! А теперь время изменилось. Вещи от дизайнеров не ценятся. Молодёжи проще купить десяток простых вещей, чем одну дизайнерскую. Я то думала, если достану из гардероба вещичку от Шанель, то дети и внуки передерутся из-за неё. Нет! Им нравится оверсайз. Но я всё равно храню то, что теперь уже давно «не мой сайз», как произведения искусства.
– Что вы храните с особым трепетом?
– Вещи детей. Хотя в семье, где много детей и внуков, всё передаётся и раздаётся и служит дальше. Но я храню платьице и бантики Нади, в которых она снималась в «Утомлённых солнцем».
– Правда, что у вас целая коллекция чёрных бархатных бантиков, которые стали вашим фирменным атрибутом стиля?
– Мне много их дарят, и действительно собралась коллекция и бантиков, и маленьких шляпок.
– А есть интересные семейные истории, связанные с платьями?
– Я рада, что мои девчонки дружат с дизайнерами, с которыми я дружу. И когда Надюшка выходила замуж, дизайнер Александр Арнгольдт подарил ей шикарное свадебное платье.
А когда мы ехали в Канны представлять «Утомлённых солнцем 2» и Наде нужен был гардероб, нас очень выручила Юлия Янина. Она дала целый кофр на все случаи жизни. И на красную дорожку, и на приём у принца Альберта. На эту дорожку участникам предлагают бесплатные платья от Louis Vuitton. Но для нас на тот момент более выигрышным представлялось платье Юлии. Зато если бы Надя была в ЛВ, она бы попала на обложку журнала: мода – это часть бизнеса. Анну на кинофестиваль одевают открытые на конкурсе «Русский Силуэт» дизайнеры Олег Овсиёв (Viva Vox), Александр Терехов, Вика Газинская…
– Многие женщины из мира моды стараются избегать упоминания про то, что они стали бабушками. Вы активно ведёте инстаграм, щедро делитесь с подписчиками семейными фото, у вас много внуков. Что для вас быть бабушкой?
– Это прекрасно – столько плюсов! Я люблю с внуками ездить и на велосипедах, и на лыжах, и на санках. Я рада, что могу наравне с ними наслаждаться всем этим. Да, мне сложнее в гору взобраться, чем им, но зато с горы я скатываюсь куда быстрее! – смеётся Татьяна Евгеньевна и признаётся, что в свободное от работы время печёт им пирожки из сметанного теста.
Татьяна Михалкова – дочь военнослужащего, родилась в Германии, блестяще окончила знаменитый Институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Работала гидом-переводчиком при «Интуристе», а потом стала ведущей моделью в столичном Доме моды и любимицей самого Вячеслава Зайцева.
Вскоре красавица-модель покорила сердце Никиты Михалкова, и они сыграли свадьбу прямо на съёмках легендарного фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». В нём Татьяна исполнила маленькую роль девушки, о которой мечтает атаман Брылов. Но кино её не прельстило. После рождения детей она рассталась с профессией манекенщицы, посвятила себя семье, занялась переводами детской литературы и преподавала английский язык в знаменитой Строгановке.
В 1997 году Татьяна Евгеньевна вместе с Александром Митрошенковым основали благотворительный фонд «Русский Силуэт», созданный для поддержки молодых дизайнеров и сохранения национальных культурных традиций. С тех пор благодаря Татьяне сотни молодых дизайнеров получили возможность заявить о себе на престижных конкурсах.