H
H e
S L n s
с

Юлия Шеваренкова: «Святой для простого человека – это прежде всего творец чуда»

Юлия Шеваренкова: «Святой для простого человека – это прежде всего творец чуда»

Фото: Пресс-служба ННГУ

Одним из центральных событий стала лекция доцента кафедры русской литературы Юлии Шеваренковой

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

В Институте филологии и журналистики ННГУ прошли мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры. Одним из центральных событий стала лекция доцента кафедры русской литературы Юлии Шеваренковой «Фигура Серафима Саровского в нижегородском фольклоре». 

- Серафим Саровский — фигура для нижегородской земли знаковая, это один из самых почитаемых святых в Русской православной церкви. С его именем связано и много мифов. Юлия Михайловна, как вы считаете, почему он стал героем нижегородского фольклора в отличие, например, от Макария Желтоводского?

- Это, прежде всего, связано с тем, что еще при жизни к Серафиму приходили как к прозорливому старцу, который, как считалось, был способен лечить людей: сухарик им давал или воду из святого родника. Святой для простого человека – это прежде всего творец чуда. Это сформировало народную паломническую традицию в Саровский монастырь лично к нему. Серафим Саровский стал героем фольклора, потому что оказался очень близок и доступен простому верующему — крестьянину, мужику. Хотя и не только крестьянину. К нему и дворяне, и купцы приходили, представители интеллигенции. Это первый момент. Вторая причина — это тот факт, что после его смерти на территории Сарова и Дивеева осталось большое количество природных святынь, связанных с его пребыванием: святые камни, родники, о которых я уже упомянула, а в Дивееве — канавка. И после его смерти паломничество продолжалось на те памятные места, в которых он жил — к его камню в Саровской пустыни, в его лесную келью, к его роднику. Третий фактор — это, конечно, дивеевские монахини, которые много сделали для того, чтобы увековечить посмертную память старца. Из Саровского монастыря в Дивеевский они перенесли все его личные вещи, часть камней. Поэтому в Сарове тогда практически не осталось святынь, связанных с именем Серафима. Кроме того, после его смерти возникает много живописной и сувенирной продукции: лубок, литографии, шкатулки, камушки с его изображением. Если у человека есть памятные вещи, на которых изображен святой, он хочет прийти к нему, читает его житие, тогда невольно в его сознании воспроизводятся услышанные истории о святом, эти истории передаются другим людям. Так, собственно, из уст в уста и формируется устная фольклорная традиция.

В Институте филологии и журналистики ННГУ прошли мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры
В Институте филологии и журналистики ННГУ прошли мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры
Фото: Пресс-служба ННГУ

- Какие события, связанные с именем Серафима Саровского, получили самое широкое распространение в фольклоре?

- Во-первых, в фольклор вошел сюжет о том, как Серафим стоит на камне. К слову, своей особой фольклорной жизнью зажили камни в Первомайском и Кулебакском районах. Они не были связаны напрямую с Серафимом Саровским, но получили вторичную мифологизацию уже в XX веке, так как первые камни, на которых молился старец, были утрачены в советское время. Второй сюжет связан с нападением на старца Серафима разбойников. Здесь важно отметить, что из уст в уста передается то, что вызывает человеческий, эмоциональный ответный отклик, а это жалостливые истории о том, как старичка Серафима жестоко избили местные крестьяне («разбойники»). Или вот еще широко разошлась в народе история про то, как к старцу приходил медведь и этого медведя монах Серафим кормил с руки. Это такой полусказочный сюжет. Здесь животное — это друг, это хищник, который смиряется перед смиренным святым, подает ему лапу, берет хлеб из его руки. Это такая трогательная история, в которой выражено отношение крестьян к святому как к доброму человеку, которого даже звери лесные любят.

- А сейчас появляются какие-то новые данные, которые открывают что-то ранее неизвестное о святом? 

- Фольклор — это живое явление. Нельзя сказать, что он вечен, но вот, например, песенные, обрядовые, сказочные традиции прервались, а религиозный фольклор гораздо более долговечен, мне кажется, чем все другие виды: церкви открыты, святые источники и другие почитаемые природные объекты открыты паломникам. И, кроме того, так не бывает: я приехала в экспедицию в какой-то район, записала материал и все – я все собрала. Мы в принципе не можем записать все! Живая устная традиция шире и богаче, чем возможности собирателя-исследователя. Потому что тот же самый Дивеевский район или Дивеево — это место, куда постоянно прибывают новые паломники. Это такая, если можно сказать, человеческая карусель. Эти паломники живут в домах местных жителей, происходит коммуникация, обмен историями. Но содержание того, что мы записывали в начале двухтысячных, а потом в десятых годах XXI века — это вещи очень схожие. По сути дела, разными словами с разными нюансами мы записываем одни и те же сюжеты, представления о святом Серафиме Саровском как о помощнике, спасителе те же самые, просто выражены разными словами. Детали рассказов индивидуальны, но основа сюжетов одна и та же.

Юлия Шеваренкова: "Разными словами с разными нюансами мы записываем одни и те же сюжеты, представления о святом Серафиме Саровском как о помощнике, спасителе"
Юлия Шеваренкова: «Разными словами с разными нюансами мы записываем одни и те же сюжеты, представления о святом Серафиме Саровском как о помощнике, спасителе»
Фото: Пресс-служба ННГУ

- В народе много рассказов о потерянных и обретенных мощах Серафима Саровского. Сколько в них правды, а сколько выдумки?

- Рассказы о том, что после ликвидации в 1927 году Саровской пустыни и изъятии из монастыря мощей Серафима, — это показатель шока, которое испытало православное сообщество того времени, ведь в монастырь приходили не просто помолиться (это можно сделать и в своей церкви), а приходили именно к прославленным святыням. Мощи из мужского монастыря были вывезены на волне антимощейной и в целом антицерковной кампании. Куда их вывезли органы ОГПУ – никто не знал. А отсутствие официальной информации всегда порождает слухи. Так появились слухи о том, что мощи святого тайно выкрали (мужики, монахини), никуда не вывезли и схоронили на территории Дивеевского района. Фольклорист не оценивает правдивость слухов, он фиксирует их: слухи для исследователя – это срез определенной эпохи, показатель (как в данном случае) травмы общества, лишенного значимой святыни, это нарративы. Но в 1990 году мощи находят в Санкт-Петербурге в Музее истории религии и атеизма и передают РПЦ, тем самым закрывая историю со слухами, которые оказались ложными. Но фольклористу не важно такое разоблачение слухов, а важно то, что мы их записали и описали.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::