H
H e
S L n s
с

Николай Мошков: «Моим кредо всегда было жизнь наблюдать»

Николай Мошков: «Моим кредо всегда было жизнь наблюдать»

Фото: Николай Мошков/ВКонтакте

Известный нижегородский фотомастер уверен, что надо лишь наблюдать и ждать момента

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Николай Мошков – известный фотомастер, запечатлевший без малого пятьдесят лет истории нашей страны. Неизменно находившийся в гуще событий, он сделал невероятное количество фотографий: классных, запоминающихся, эмоциональных. Малую толику работ Мошкова в эти дни можно увидеть на пересечении улиц Пискунова и Большой Покровской –на выставке под открытым небом, еще одна экспозиция разместилась в Русском музее фотографии. Ну а сам мэтр в беседе с корреспондентом «Нижегородских новостей» рассказал о своем пути в фотографию и приоткрыл секреты мастерства.

От натюрморта до закатов

– Николай Владимирович, с чего началось ваше увлечение фотографией? Помните ли свой первый снимок?

– Был когда-то чешский фотожурнал «Фоторевю». Мне случайно попал в руки один из номеров. Было это году в шестидесятом, я как раз поступил в политех. И журнал этот меня очаровал! Я понял, что хочу и могу заниматься фотографией.

Тогда я купил себе «Зенит-3М», по тем временам довольно дорогой, ползарплаты точно стоил, с хорошим светосильным объективом. Вместе с фотоаппаратом приобрел и экспонометр, с помощью которого замерял свет и вычислял выдержку. Учился я на дневном отделении корфака, но первые два курса днем работал на «Красном Сормове» слесарем-монтажником, где платили нормальную зарплату, а вечером учился. Так что деньги были.

Первым снимком стал элементарный натюрморт с фарфоровым чайником. Получилась идеальная картинка с хорошим светом и полутонами. И – понеслось!

– В те годы многие увлекались фотографией. Помню, мой папа, молодой инженер, запирался в ванной и там, при тусклом красном свете, в специальных корытцах проявлял снимки…

– У меня полжизни прошло при красном свете в ванной! А если добавить к этому, что ванна в моем случае была еще и совмещена с санузлом, то, конечно, для домашних складывалась тяжелая ситуация…

Но по порядку. При Союзе журналистов был городской фотоклуб, который я посещал в студенческие годы. Занимаясь там, я привлек в клуб и своих сокурсников, в том числе не только с корфака. У нас даже выставка была в политехе. Клубом руководили Владимир Изволенский, Семен Лозинский… Позднее мы с группой фотолюбителей организовали фотоклуб «Волга», руководил нами Юрий Шпагин. В фотоклубе собралась довольно сильная творческая группа: Станислав Яворский, Александр Васильев, Александр Беляев. Тут надо сказать, что в то время на крупных предприятиях были оборудованы фотолаборатории, и многие будущие мастера работали в них: Яворский был на ОКБМ, Беляев в ЦКБ по СПК, Шпагин – в НИИ радиосвязи.

Фотоматериалы стоили денег, а требовалось немало: фиксаж, проявитель, закрепитель, пленка, фотобумага – и всё это выливалось в ощутимую сумму, но для тех, кто работал в фотолаборатории, расходники получались практически бесплатно.

После окончания института я немного поработал конструктором – занимался судами на воздушной подушке – затем был избран замсекретаря комитета комсомола «Красного Сормова», но вскоре начал подумывать, не сменить ли мне кардинально профессию, тем более что комсомольская работа вообще штука временная. В общем, я пошел в молодежную редакцию газеты «Ленинская смена» и год работал внештатно. В «молодежке» прослужил более 16 лет. А в 1989‑м мне предложили работу в агентстве ТАСС, где 19 лет был собкором по городу Горькому-Нижнему Новгороду. Плюс Кировская область, Чувашия и Мордовия. У меня появилась собственная фотолаборатория, и я уже не испытывал на прочность свое семейство, имелась служебная машина, на которой наездил по работе многие тысячи километров.

Сейчас я на пенсии. Решили с женой: раз уж внуки родились, надо найти спокойное красивое место, построить небольшой домик и жить в нем. Так и обосновались под Лысковом.

Работать уже практически не работаю… Перебираю архивы, сканирую пленки, что-то выкладываю в соцсети. Немного снимаю в деревне: пейзажи, жизнь немногочисленных жителей деревни, в основном в преклонном возрасте. Когда в городе живешь, кроме частокола высоток ничего толком не видишь, а на природе все рассветы и закаты у тебя под рукой.

Секрет шедевра

– «Мошков может снимать на всё! – говорят ваши коллеги, – и будет шедевр!». Значит ли это, что фотоаппарат, в общем, не так важен, как глаз и руки, и что снять шедевр можно хоть на спичечный коробок?

– В принципе, снимать с помощью простой коробки можно. Это называется камера-обскура. Обклеиваешь коробку изнутри черной бумагой, делаешь тонкое отверстие иголочкой, на заднюю стенку помещаешь пленку и выставляешь на тот объект, который хочешь снять. И получается изображение. Только должна быть очень длительная выдержка, потому что через игольное отверстие света поступает мало.

Но это – шутка, конечно. Никто на камеру-обскуру не снимает. Хотя есть отдельные любители. Сейчас, вон, и на «Смену» снимают – пленочная фотография стала модной. Дагерротипы делают. Впрочем, я считаю так: успех репортерской съемки заключается в простоте подхода. Чем проще, тем больше остается возможностей подумать о цветовой гамме, о композиции, поискать состояние объекта. Вот что самое главное, а не то, на что ты снимать будешь – камеру-обскуру или «Никон».

– Осмелюсь утверждать, что так, как в семидесятые, восьмидесятые, сейчас уже не снимают. Каждая картинка – история, метафора. Как из мгновения сделать вечность?

– Это самая сложная штука, вершина фотографического искусства. Но секрет очень простой. Не надо вмешиваться в жизнь, которая течет перед тобой. Надо лишь наблюдать и ждать момента.

Надо чувствовать. Для того чтобы фотографировать, обязательно должны быть чувство ритма, чувство формы и чувство композиции, которые, в свою очередь, превращаются в некую автоматику. Очень многое зависит и от вкуса фотографа. И, когда всё соберется в единый комплекс – рождается фотография-образ, которая интересна всем. Которую можно вешать на стенку, отправлять на выставку, включать в фотоальбом. А как это делается? На ощущениях, на кончиках пальцев. Надо ждать, искать композицию. Едва начинаешь вмешиваться – всё начинает рушиться, человек становится скованным.

Есть и были мастера фотографии, у которых в основе работы – постановка. Они приходили на завод, в цех, в КБ, на предприятие и начинали работать как режиссеры-сценаристы. Иногда, признаюсь, и я этим занимался, когда, например, приезжаешь в колхоз и в течение часа нужно сделать приличную фотографию. Приходилось ставить, придумывать кадр, итог получается более-менее удобоваримый, но мощного потока эмоций нет. Постановочную фотографию сразу видно: она выдает себя своей кондовостью! А моим кредо всегда было жизнь наблюдать.

Сейчас мастер перебирает свои архивы и делится снимками в соцсетях
Сейчас мастер перебирает свои архивы и делится снимками в соцсетях
Фото: Николай Мошков/ВКонтакте

На съемку я всегда приходил на час раньше. Нередко бывало так, что событие еще и не начиналось, а у меня уже был сделан снимок, который затем вставал в полосу. Вот, например, мусульманский праздник Курбан Байрам. В Нижнем Новгороде он всегда проходит около мечети. Я, как обычно, приходил туда на час раньше, когда еще ничего не началось, и шла торговля баранами с машины. А рядом татарская слобода. И вижу картинку: две женщины купили барана и тянут его за рога, а он упирается, не хочет идти, и происходит это на фоне мечети. Всё, снимок сделан!

Или, вот, скульптор Пурихов в своей мастерской с баяном в руках. Тут мне и придумывать ничего не нужно было: на виду лежал инструмент. Я спросил: «Ты играешь, что ли?» «Играю», – ответил он. «А ну, сыграй!» – попросил я, и, когда он заиграл, сделал несколько снимков. Несколько вариантов. Чтобы выбрать лучший. Особенно это касается съемки на пленку, когда ты не знаешь наверняка, что получится, и пока не проявишь, не отфиксируешь, находишься в некотором ожидании чуда. Сейчас, с цифровой съемкой, это таинство из жизни исчезло.

Снимая, например, человека, ты должен знать, для чего его снимаешь – на паспорт или для газеты. Отдельно идет «археологическая» съемка всяких дворов, зданий улиц – со временем эти снимки становятся очень ценными. Уходят поколения, уходят дворы и улицы. Почему так дороги и важны сейчас фотоснимки Дмитриева? Потому что прошло сто с лишним лет – и нет уже тех пароходов, и практически нет тех домов. Поэтому снимать надо всё.

Мария Федотова

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::