Андрей Дахин: «Научный потенциал требует обновления среды отечественной научной деятельности»
«Безусловно, научный потенциал образовательных и специализированных научных учреждений требует обновления среды отечественной научной деятельности. Речь не о стенах, освещении и прочих бытовых условиях (с этим всё в порядке), — сказал д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, комментируя дискуссию о необходимости мобилизации научного потенциала. — Речь о структуре бюджета рабочего времени, о статусе научного руководителя в аспирантуре, о научной мобильности отечественных руководителей аспирантов, аспирантских образовательных программ, исследовательских проектов в научном пространстве России.
Структура бюджета рабочего времени учёного в вузе такова, что часы на научные исследования планируются по остаточному принципу. Здесь требуется изменение пропорции учебной и научной нагрузки в пользу научной. За этим потребуется увеличение количества преподавателей вузов. Статус научного руководителя аспирантуры, — а она главный инкубатор молодых учёных, — сильно сдвинут в сторону чисто административного контроля за аспирантами. В этой части требуется соединить две вещи; утверждение тематики аспирантских исследований и утверждение государственной грантовой финансовой поддержки соответствующих руководителей аспирантов на реализацию программ исследования. Такой механизм позволит обеспечивать сближение тематики диссертационных исследований с приоритетами государственной научной политики.
Внутрироссийская мобильность учёных почти что встала на паузу. Для улучшения ситуации требуется восстановление статуса научных командировок, ведущих учёных, руководителей аспирантуры, аспирантов в качестве обязательного компонента научной деятельности. Частично все эти моменты могут решаться на региональном уровне».