Денежные отношения. На что будут тратить бюджетные деньги в 2019 году

Денежные отношения. На что будут тратить бюджетные деньги в 2019 году
Фото Киры Мишиной

Бюджет на будущий год сейчас – одна из самых обсуждаемых тем. Проект главного финансового документа региона уже внесён в Законодательное собрание Нижегородской области. Теперь его обсуждают депутаты, а в муниципалитетах внимательно следят за тем, как будет распределяться финансирование, ведь в этом году межбюджетные отношения серьёзно изменились.

Так чем же обернутся новшества в бюджетной политике региона? На что в первую очередь будут направлять деньги из казны? Об этом шла речь на очередном заседании нижегородского Эксперт-клуба.

Модельный ряд
По мнению собравшихся экспертов, главным нововведением будущего года будет появление так называемых «модельных бюджетов», когда в зависимости от статуса и состояния муниципалитета определяется и размер необходимых финансовых вливаний. При формировании модельных бюджетов учитываются более чем 20 тысяч параметров, что позволяет максимально охватить потребности той или иной территории.
– Совокупная финансовая помощь от области на уровень муниципалитетов вырастет примерно в полтора раза, даже больше, – отметил председатель комитета Законодательного собрания по бюджету и налогам Александр Шаронов. – Это не значит, что прямо завтра все эти точно сосчитанные потребности будут полностью профинансированы – такой возможности нет. Но такой подход ляжет в основу бюджетных отношений в регионе как минимум на среднесрочную перспективу. Недофинансирование муниципалитетов признаётся не только на уровне Нижегородской области, но и на уровне всей страны. Сейчас для каждого нижегородского муниципалитета есть рассчитанные потребности, цель – выйти на их 100-процентное финансовое покрытие – и дорожная карта, как это сделать. Кроме того, муниципалитеты должны будут предпринимать свои собственные шаги по наращиванию доходной базы и сокращению расходов.
Как рассказал представитель областного минфина, переходу на модельные бюджеты предшествовала большая предварительная работа на местах.
– Свыше 500 человек приняли участие в различных сессиях. В результате мы получили конкретную методику, по которой рассчитаны межбюджетные отношения на 2019 год, – сообщил заместитель министра финансов Нижегородской области Юрий Шалабаев. – Она действительно показала существенное недофинансирование муниципалитетов за последние годы. На это были объективные причины – концентрация ресурсов под определённые проекты, в том числе федеральные. Это не значит, что за один год мы весь разрыв, который получили в течение нескольких лет, преодолеем, но увеличение финансовой помощи сразу на 50 %, конечно, отразится на качестве исполнения полномочий по развитию муниципалитетов.
В самих муниципалитетах уже отмечают положительные сдвиги в свою пользу.
– В этом году доля региональных трансфертов существенно выше, чем год и два назад, – констатировал председатель комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике городской Думы Нижнего Новгорода Марк Фельдман. – Вы видите дороги, комфортные площадки – это движение, которое муниципалитет при всём желании не смог бы поднять самостоятельно. А это именно то, что интересует жителей.

Проектная мощность
Один из главных вопросов при обсуждении бюджета – на что же будут потрачены деньги? В этом плане в грядущем году тоже есть свои особенности.
– Существенно отличие от предыдущих лет – это нацпроекты, которые реализуются в рамках указа президента от мая 2018 года, – отметил Юрий Шалабаев. – Там достаточно серьёзные суммы предусмотрены. Мы от региона заявились по максимуму – на 62 млрд на 2019 год, которые, конечно, в таком объёме не получим, но цифры будут существенные, они серьёзно поправят бюджет. Здесь и образование, здравоохранение, культура, дороги – всего 12 нацпроектов. И 13-й национальный проект – по развитию магистральной инфраструктуры. Здесь уже известно, что в 2019 году мы получим 862 миллиона рублей на строительство дороги Неклюдово – Золотово.
Ещё один важный аспект – реализация Стратегии развития Нижегородской области. Эксперты отметили, что она во многом коррелируется с нацпроектами. Например, на строительство школ в регионе заложено почти 1, 5 млрд рублей, на строительство детских садов – чуть более миллиарда.
– У нас предполагается усиление по программе решения проблем обманутых дольщиков. С одной стороны, государство утвердило новый порядок существования на этом рынке, – рассказал Александр Шаронов. – С другой стороны, в этом году мы из областного бюджета добавили на решение проблем обманутых дольщиков 162 миллиона, в следующем году – 200 млн. Сейчас на старте большая программа капитального ремонта школ. Состояние учебных заведений, особенно в районах области, действительно сложное, многие здания довоенной постройки. Там вообще непонятно, что с ними делать: либо капитально ремонтировать, либо сносить и строить новые – это десятки миллиардов рублей!
Причём если в строительстве школ ожидается финансовая помощь из федерального центра, то на ремонт придётся изыскивать средства на уровне региона.
Так какие же источники пополнения казны предусмотрены на следующий год?

Штрафной удар
По словам специалистов, структура доходов областного бюджета практически не изменилась. В основном это налоговые сборы: налог на прибыль, НДФЛ и налог на имущество. Причём сборы от налога на прибыль у нас в регионе стабильно подрастают примерно на 10 % в год.
Кроме того, ожидается и рост поступлений в Дорожный фонд – за счёт включения нормативов по акцизам на нефтепродукты и за счёт штрафов ГИБДД. Однако насчёт последнего мнения экспертов разошлись.
– Сегодня можно и в области, и в городе получать дополнительные источники за счёт штрафов, начиная от камер на дорогах и заканчивая установкой какого-то забора, когда нужно заплатить, например 200 тысяч рублей за то, что он не так установлен, – отмечает Марк Фельдман. – И когда эти 200 тысяч рублей нужно заплатить субъекту малого бизнеса, это смерти подобно. Тут вопрос: что же важнее – взять штраф или сохранить предприятие, рабочие места? Усиление техники сбора штрафов чувствуется на всех уровнях. В том году обязательно нужен был знак «шипы», в этом году он уже не нужен. Это попытка за счёт штрафных позиций граждан насытить бюджет. Но ведь граждане не только потребляют это бюджет, но и формируют его.
Другие эксперты считают практику штрафов вполне нормальной – при условии, что людям объяснят, зачем и почему это делается.
– Давайте посмотрим на штрафы объёмно: это и не зло, и не добро, – предложил профессор Нижегородского института управления филиала РАНХиГС Александр Мазин. – У меня сад в Рекшино, сейчас пробок меньше. Но когда тяжёлый трафик, люди начинают нарушать правила и едут справа по обочине. Десятки машин идут! А почему здесь нет камер, которые снимали бы все эти номера для штрафов? Вот вам бюджетные доходы! Причём если это всё сделать, то и народ поддержал бы, а не сказал, что это вы нас грабите? На эвакуаторы люди смотрят как на стервятников, которые ищут дичь. То есть один и тот же инструмент – штрафы – может служить на пользу и адекватно восприниматься населением, если это правильно организовать. Когда камеры фиксируют превышение скорости на дорогах, некоторые этому возмущаются. А почему возмущаются? Можно же объяснить обществу: если нарушаешь – плати. Только и всего. За границей это всё работает, там никто не жалуется, хотя штрафы очень серьёзные.
При этом члены Экспертного клуба сошлись во мнении, что к бизнесу, на плечи которого и так ложится множество выплат, должен быть иной подход.
Конечно, по мнению специалистов, на финансовое положение области повлияет и экономическая ситуация в стране в целом. Однако эксперты выразили надежду, что состояние бюджета позволит воплотить в жизнь планы по нацпроектам и стратегии развитии региона, ведь они в конечном итоге направлены на благо каждого конкретного жителя.

Кстати, все интересные и важные тексты мы публикуем на «Дзене».
Подписывайтесь и читайте нас на Яндекс.Дзен.
Подпишитесь на нас
Похожие публикации