Эксперты рассказали, как проводить ABC-анализ
Иногда собственнику кажется, что финансовое положение компании определить очень просто: чем больше товара продается, тем лучше, чем больше активов у сети, тем лучше. Однако на практике предприниматели часто сталкиваются с тем, что стабильное на первый взгляд предприятие по итогам финансового года даёт минимальную прибыль.
Ошибка состоит в том, что для анализа финансового положения была использована простая оценка первичных показателей, без углублённого анализа. Если бы собственник знал, как провести ABC-анализ, он вовремя понял бы, какие структурные проблемы есть в его бизнесе. Эксперты сервиса «Финансист» объяснили основы метода.
Что такое ABC-анализ?
ABC-анализом называют маркетинговый инструмент, использование которого помогает предпринимателям определить рентабельность продаж товаров и услуг. В результате бизнесмен получает возможность отказаться от продажи товаров с низкой маржой, сосредоточившись на более рентабельном предложении.
Суть метода заключается в том, что всё товарное предложение компании делится на три большие группы.
• «А» — товары, которые занимают в линейке 20%, но приносят 80% прибыли.
• «B» — товары, которые занимают в линейке 30% и приносят 15% прибыли.
• «C» — товары, которые занимают в предложении 50 – 60% места, но приносят всего 5% прибыли.
Метод чем-то похож на так называемым закон Парето, который говорит о том, что 80% результатов в жизни человека достигаются за счёт 20% усилий.
Польза анализа
Эксперты сервиса «Финансист» считают, что наибольшую пользу ABC-анализ может принести начинающим предпринимателям, компании которых специализируются на широкой товарной линейке. Ведь начинающий собственник не знает точно, что именно из его товара будет пользоваться наибольшим спросом у покупателей. Он вынужден экспериментировать с предложением, постепенно исключая из ассортимента товары, которые приносят низкий доход и заменяя их на высокомаржинальные. При этом полностью отказываться от продажи низкодоходной продукции не нужно, однако структуру предложения придётся пересматривать. В этом и помогает ABC-анализ.
Помимо оценки рентабельности, ABC также дает возможность:
• понимать клиентскую аудиторию — кто и зачем покупает товар;
• оценивать складские запасы — что со склада уйдёт быстрее, а что может залежаться;
• оценивать поставщиков — с кем из них работать выгоднее.
Реклама. ООО «Финансист». fin-ctrl.ru