Какие тайны хранит Литературный музей в Нижнем Новгороде
В историческом центре Нижнего Новгорода гости города могут найти усадьбу со 137-летней историей. Ранее здесь располагалось купеческое имение с роскошными оранжереями, госпиталь, школа, а теперь – литературный музей. Чем привлекателен дом Варвары Бурмистровой, редакция сайта pravda-nn.ru расскажет в неформальном путеводителе «Нижний в кармане».
Началась эта история в 1885 году, когда на пересечении Жуковской (позднее Университетской, ныне Минина) и Провиантской улиц появился эклектичный особняк. По одной из версий, он был построен по проекту архитектора Николая Григорьева. Однако не все историки с этим согласны – документальных подтверждений не сохранилось.
Все на бал!
Изначально домом рядом с Мариинским институтом благородных девиц владел бывший ейский и нижегородский купец 1‑й гильдии Отто фон Мерценфельд. Со временем его дела пришли в упадок, а имущество распродали. Весной 1872 года ветхий одноэтажный дом со старыми деревянными флигелями и сараем продали за долги.
После торгов новой владелицей усадьбы стала баронесса Елизавета Фредерикс. В феврале 1874 года в ее распоряжении уже находились «дом деревянный на каменном полуэтаже в пять окон по лицу, в два этажа», деревянный одноэтажный флигель «в три окна» и деревянные службы, все – «в хорошем состоянии». А через 5 лет дом выкупила Варвара Бурмистрова (урожденная Рукавишникова), представительница одной из известнейших купеческих династий Нижнего Новгорода. Вероятно, она хотела поселиться неподалеку от брата, Сергея Рукавишникова. Ранее мы рассказывали о его знаменитом «дворце» на Верхневолжской набережной.
Кроме того, Варвара Бурмистрова приобрела обширное «усадебное место» с деревянным двухэтажным домом и флигелем на противоположной стороне Провиантской улицы (ранее оно принадлежало Любови Леман). Первой постройкой на данном участке стала каменная одноэтажная оранжерея, которую в последствии оценивали в 2400 рублей. Оранжерея появилась неслучайно — супруг Варвары Михайловны был страстным садоводом-любителем.
А главный усадебный дом закончили перестраивать примерно в 1885 году. Особняк приобрел современные габариты и архитектурно-художественное оформление фасадов. К этому же времени были выстроены и кирпичные надворные постройки, в том числе два двухэтажных корпуса служб. Все здания были застрахованы на сумму в 122 тысячи рублей в страховом обществе «Волга».
В фондах Центрального областного архива сохранился план устройства канализационных колодцев от 1898 года. Согласно ему, надворные строения вместе с домом представляли собой единое П‑образное сооружение. По меркам начала ХХ века особняк отличался повышенным уровнем комфорта: к нему были подведены водопровод и канализация, оно освещалось электричеством, обогревалось калориферным отоплением.
Позднее нижегородка построила еще несколько оранжерей. Соседи с восторгом вспоминали росшую там пальму, которая доставала до самого потолка.
В романе «Проклятый род» Иван Рукавишников сравнивал дом Бурмистровой с королевской игрушкой. Согласно его описаниям, интерьеры усадьбы отделаны кедром, орехом, бронзой, гобеленами, в вазах саксонского и екатерининского фарфора всегда много цветов. «Трехдесятинный сад» и три стеклянные оранжереи выходили к Волге. Однако до наших дней эта красота не сохранилась. В начале XX века (уже после революций) прекрасные сады Бурмистровых с фонтаном, беседками, гротом, мраморной лестницей и скульптурами исчезли – на их территории началось строительство корпуса Индустриального института, который теперь известен как Технический университет им. Р.Е. Алексеева.
Усадьба Бурмистровой несколько раз попала в городские хроники. В 1907 году ее упомянули в «Волгаре» из-за пьяных новобранцев, которые рвались в дом «за пособием» — после смерти мужа женщина активно занималась благотворительностью и даже получила звание почетной гражданки Нижнего Новгорода.
В начале 1914 года в одном из лучших по художественной отделке особняке Нижнего Новгорода прошел светский раут. На балу хозяйка приняла около 100 именитых гостей, в том числе городского голову. А дамам даже достались цветы для украшения платьев из известной оранжереи.
Перемены в процветающем особняке начались после Февральской революции 1917 года. Майской ночью в дом через сад пробрались воры и вынесли серебро на 2,5 тысячи рублей. Злоумышленники действовали осторожно – вырезали стекло в двери, когда все спали, в комнаты проникли без обуви и брали только мелкие предметы. Караульные ничего не заметили. А утром в саду обнаружили часть оброненных вещей.
Уже после Октябрьской революции особняк национализировали. До 1924 году здесь располагался исторический музей, затем – школа имени Карла Маркса. Еще через три года комиссия решила, что здание нуждается в ремонте и не может использоваться под учебное заведение. Было даже предложение отстроить на этом же месте школу заново, но от этой идеи отказались.
Тем не менее, в здании прошли ремонтные работы с элементами реставрации. В частности, была очищена вся лепнина, отремонтированы окна, двери, полы, почищен бархат на стенах и обои (очищались хлебным мякишем). Элементы интерьера не заменяли на новые, а старались сохранить. После ремонта в доме разместились курсы Губкома, флигели же стали общежитием для учащихся.
Музей с жильцами
В марте 1934 года Горьковский краевой комитет решил передать 5 комнат усадьбы Литературному музею Максима Горького. Ранее он теснился в областной библиотеке на Варварской улице, поэтому переезд восприняли с восторгом. Варвара Михайловна уступила музею много ценных вещей: коллекции бронзы и фарфора, мраморные бюсты российских императоров Петра I, Александра I, Павла I и бронзовый бюст графа А. А. Аракчеева. Один из экспозиционных залов перешел Горьковскому отделению Союза писателей.
А в ноябре 1941 года литературный музей пришлось поспешно эвакуировать в Тоншаевский район – на время войны бывший купеческий особняк стал госпиталем. Этот период не прошел бесследно для усадьбы: разрушилась лепнина, испортились искусственный мрамор, драгоценная лестница из китайского мрамора, калориферная система отопления вышла из строя. Для обогрева здания пришлось в двух комнатах соорудить «складные печи из кирпича, типа голландских, прямо на паркетном полу, с пропуском широких железных труб-дымоходов через стены» и небольшие печи-времянки. От этого стены закоптились и деревянные балки начали гнить. К счастью, дорогая обивка и облицовка стен из парчи, бархата и кожи сохранилась – ее наглухо закрыли фанерой.
Литературный музей А.М. Горького в особняк смог вернуться лишь в сентябре 1946 года. Еще два года внутри здания проходил ремонт перед тем, как двери открылись для посетителей. А наружная реставрация растянулась еще на несколько лет из-за постоянной нехватки средств.
При этом ремонт оказался не единственной проблемой музея. Большую часть здания занимали жильцы. Они были недовольны соседством , поэтому даже закрыли парадный и запасной выходы. Сотрудникам приходилось попадать на работу через «подвальный люк». А двор, в котором музейщики мечтали разбить сквер с установкой скульптуры великого писателя, был полностью занят ведомственными гаражами, стоянкой машин и деревянными сараями-бензохранилищами.
«У нас нет и служебных помещений, даже научные сотрудники работают в вешалке, где раздеваются посетители. Вешалка, к тому же, так мала, что одежду посетителей приходится класть на столы научных сотрудников. А между тем рядом за дверью, в коридоре нашего собственного дома, целый день бегают дети, шумят примуса, керосинки, идет стирка. Крики, шум, запахи белья, мыла и пищи постоянно разносятся по музею, где научные сотрудники каждый день с гордостью говорят посетителям о своем великом земляке», — написали работники музея в одной из докладных записок.
В 1958 году старинный особняк пострадал в результате пожара. При обследовании музея решено было отказаться от воссоздания части интерьера.
Государственный музей имени А.М. Горького неоднократно предлагали перенести в новое место — стиль внутренней архитектуры дома не вязался с характером экспозиции. Однако бывший особняк Варвары Бурмистровой остался в структуре музея, а в 1989 году был поставлен на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения. Благодаря этому он сохранился в постсоветский период и в годы тотальной зачистки старых кварталов. Тем не менее, серьезные ремонтно-реставрационные работы в здании долгое время не проводились.
При эксплуатации особняка во второй половине ХХ века были утрачены дымовые трубы с дымниками, флюгер, вазоны на крыше и парапетах, исторические камины. Кроме того, была разобрана терраса, установлены новые перегородки на первом этаже, перенесены дверные проемы. Существовавшую при столовой в Дубовом зале сервировочную переоборудовали под сцену с театральным порталом. Большинство декоративных элементов Белого зала, аванзала и холла, исторически окрашенных под золото и дополненных росписями, закрыли белой краской. Не сохранились и усадебные постройки.
Остатки былой роскоши
Реставрация усадьбы планировалась в 2016 году, но постоянно откладывалась. На сайте pravda-nn.ru сообщалось, что во время проведения работ в марте 2022 года были найдены уникальные объекты декора и внутренней инфраструктуры дома. Среди них старинные изразцы печек, великолепная лепнина, резные двери. А летом на втором этаже здания произошел пожар. Музею обещали компенсировать 40 млн рублей на восстановление. Экспонаты и материальные ценности чудом уцелели, основной ущерб пришелся на интерьеры каминного зала. К счастью, в этот раз историческое здание не осталось без внимания.
К 800-летию Нижнего Новгорода на фасаде музея установили архитектурную подсветку. Сам особняк может открыться для посетителей уже в этом году. Тогда все желающие смогут по достоинству оценить сохранившийся интерьер в Белом, Бархатном, Дубовом и Каминном залах. Кстати, в последнем раньше можно было увидеть рояль Bechstein, который Алексей Максимович Горький в 1916 году купил для своей супруги Екатерины Пешковой. Однажды на нем играл знаменитый пианист Исай Добровейн.
Для ценителей литературы в нашем городе действуют три филиала музея Горького: Литературный, Музей-квартира и «Домик Каширина». Они до сих пор имеют статус международного центра по сохранению, изучению и представлению обществу наследия А. М. Горького, писателей — нижегородцев и деятелей русской культуры, творчески работавших в Нижнем Новгороде на рубеже XIX — ХХ веков, а также современных писателей. В музее проводятся не только экскурсии, но и Международные научные конференции — Горьковские чтения, симпозиумы, семинары по проблемам литературоведения и музееведения.
Узнать больше об усадьбах с кладами и приведениями, музеях Нижнего Новгорода и новых локациях неформального путеводителя, составленного редакцией сайта pravda-nn.ru, можно в сюжете Нижнийвкармане.рф