Нижегородский университет открывает «Новые возможности для каждого»

Нижегородский университет открывает «Новые возможности для каждого»
Фото: unn.ru
Два года подряд ННГУ выигрывает гранты по программам непрерывного образования для педагогов

Дистанционное образование часто критикуют за отсутствие полноценного общения, но сегодня это та реальность, с которой мы вынуждены взаимодействовать. Нижегородскому университету имени Лобачевского удалось переломить негативизм в отношении дистанта благодаря созданию современных программ непрерывного образования в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого».

 

Литература в цифровом пространстве

Два года подряд университет имени Лобачевского выигрывает гранты Министерства науки и высшего образования РФ по программам непрерывного образования для научно-педагогических работников вузов, школ, организаций дополнительного образования и профессионального обучения. В прошлом году обучение проводилось в смешанном формате — очно-заочно, с применением дистанционных технологий. В этом году оно преимущественно дистанционное.

— Наш университет не первый год выигрывает подобный грант, а потому имеет возможность поделиться своим преподавательским и научным опытом, — рассказала нам профессор кафедры русской литературы института филологии и русской литературы ННГУ имени Лобачевского Ирина Юхнова. — Наш курс «Дистанционное образование в преподавании гуманитарных наук» оказался интересен и другим вузам страны. В прошлом году в декабре мы обучили по нему Владимирский государственный университет, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет и наш педагогический университет имени Минина. Тогда ещё никто не ожидал, что случится коронавирус, и все мы мгновенно перейдём на дистант. Ещё велись дискуссии, что хорошо, а что плохо в дистанционном образовании. Но когда в апреле мы перешли на локдаун, всё то, чему мы научились в декабре, оказалось очень востребованным. То, что рассматривалось как возможность, стало реальностью.

В этом году курс, который преподают в ННГУ, связан с тем, какое место литература занимает в цифровом современном пространстве и как эффективнее преподавать литературные дисциплины в дистанционных технологиях.

— Если в прошлом году курс был рассчитан только на педагогических работников, то в этом появилась возможность повышать квалификацию учителей средних школ, которые столкнулись с проблемой дистанта. Конечно, это не значит, что мы считаем, что удалённое обучение способно заменить обычное, традиционное, но новые возможности дистанционных технологий мы осознали, — отмечает Ирина Юхнова.

В 2019 году участие в обучении приняли научно-педагогические работники 51 вуза из 28 регионов. По предварительной оценке, в 2020 году география проекта будет расширена. Возраст слушателей курсов составляет от 20 до 74 лет.

Работа с «особенными» студентами

Университет планирует реализовать в рамках проекта «Новые возможности» 57 программ повышения квалификации. Одна из них – «Организация инклюзивного образования в вузе». По словам слушателя курса, сотрудника университета имени Лобачевского Марины Рощиной, полученные знания позволяют профессорско-преподавательскому составу понять, с какими особенностями студентов они могут столкнуться в своей работе.

— В университете могут учиться, например, студенты с нарушениями зрения, и преподавателю надо знать некоторые тонкие нюансы, чтобы не оказаться в нелепой ситуации, — говорит Марина Рощина. – Например, слабовидящий человек хотя и видит, но может не узнавать при встрече и поэтому не здороваться. Бывает такое нарушение, как тоннельное зрение, когда острота зрения приличная, но поля зрения сужены. В этом случае человек может видеть на доске только отдельные фрагменты записи, а выходя к доске, он будет запинаться о стулья, которые не вписываются в его поле зрения.

Есть нюансы и при дистанционном обучении – например, студенты с нарушениями зрения не смогут рассмотреть на мониторе картинку, им нужно предоставлять возможность работать только с текстом.

От 20 до 74 лет

Слушателями курсов по программе «Новые возможности» станут более 8500 человек из более чем 40% субъектов Российской Федерации. Подготовка научно-педагогических работников будет направлена на внедрение современных дистанционных технологий в образовательный процесс, в том числе образовательных программ для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающие программы в основном направлены на формирование профессиональных компетенций в сфере цифровых технологий. Разработаны курсы по обучению здоровому образу жизни, повышению экономической грамотности граждан и профессиональных компетенций руководителей и сотрудников организаций различных форм собственности, а также по актуальным вопросам правозащитной деятельности.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Подпишитесь на нас
Самое популярное
Новости партнеров